Государственная поддержка отрасли растениеводства Украины (луганская область)

Государственная поддержка украинских аграриев посодействует увеличению сельскохозяйственного производства

Государственная поддержка украинских аграриев посодействует увеличению сельскохозяйственного производства

СОДЕРЖАНИЕ

Государственное кредитование и возмещение процентных ставок по кредитам, полученным аграриями в банках. В последние годы в мире при решении проблем, связанных с кредитованием сельских товаропроизводителей, существенным образом повысилась роль государственного регулирования, направленная на снижение давления коммерческих банков на экономику сельского хозяйства. С этой целью, при высоком уровне кредиторской задолженности фермеров (в США, Германии, Англии, Австрии, Франции – 80-90% от валового сельскохозяйственного дохода) и колебаний процентных ставок за пользование кредитом (5-12% годовых), для стабилизации финансового положения хозяйств во многих странах были приняты специальные программы для сельскохозяйственного кредитования.

В системе кредитования развитых стран доминирующее место занимают кредиты на приобретение новой техники и внедрения прогрессивных, ресурсосберегающих технологий. Современная система кредитования АПК позволяет гибко управлять их инвестиционными процессами, стимулируя приток капитала, в первую очередь для внедрения научно-технических достижений, которые содействует повышению эффективности производства.

В Украине государственная политика в области поддержки финансирования сельского хозяйства направлена на уменьшение процентных ставок, которые выплачиваются по кредитам коммерческих банков и кредитных союзов, путем частичной компенсации процентной ставки (эта практика была начата в 2000 году), улучшение законодательства в сферах лизинговых операций, страхования и т.п. На протяжении последних лет льготные кредиты в бюджете государства для аграриев не планировались, да и до этого времени их хватало не на всех, да и выдача носила субъективный характер. Мы проанализировали деятельность 21 сельскохозяйственного предприятия Луганской области за последние пять лет, но ни одно из них не привлекло льготного кредита на протяжении исследуемого периода.

Относительно ситуации в стране, то за 9 лет существования программы ( до 2008 г.) ежегодные темпы наращивания льготного кредитования составляли 18,9%; так если в 2000 году на долю льготных кредитов приходилось 38% от всех кредитов, то в 2008 – 75%. По данным [4] тогда каждая бюджетная гривна обеспечивала аграрному формированию в среднем 16,8 гривен кредитных. С наступлением мирового финансового кризиса на протяжении 2009 года объемы кредитования уменьшились на 66%, а доля льготного кредитования вообще сократилась почти в 6 раз (5,8), и на конец 2011 года составляла 52% от общей суммы кредитования АПК, но объем самого кредитования только начал выходить на до кризисный уровень.

Рис. 1. Кредитование предприятий АПК на протяжении 2000-2011 лет, млрд..грн. [2]

На сегодняшний день, по данным [4] каждая бюджетная гривна обеспечила получение аграрным сектором кредита в размере 2.2 грн. Такое сокращение объемов государственного льготного кредитования позволило государству повысить компенсационные выплаты банкам для аграриев по льготным кредитам с 40% в 2001 году до 82% в 2011.

Однако, исследование за последние 12 лет показали наличие существенной связи между кредитами, вовлеченными в сферу АПК, и производством валовой продукции (R= 0,61).

Механизмы частичной компенсации стоимости сельскохозяйственной техники, минеральных удобрений и топлива. Существенную роль в финансовом стимулировании внедрения инновационных технологий сельскохозяйственными предприятиями должен играть и государственный механизмы частичной компенсации стоимости сельскохозяйственной техники, минеральных удобрений и топлива.

Относительно государственной помощи по финансированию приобретения сельскохозяйственной техники, в Украине основана НАК «Украгролизинг», которая является главным распорядителем средств госбюджета, направленных на приобретение техники в лизинг.

За период 2006-2011 годов компанией НАК «Украгролизинг» было передано на условиях финансового лизинга сельскохозяйственной техники на сумму 1,4 млрд. грн. (рис.2). Стоимость лизинговых соглашений за исследуемый период увеличилась почти всемеро, в то время как объем – лишь втрое. Основной причиной этого является увеличение цен на технику (если в 2006 году в среднем стоимость единицы техники составляла 163,3 тыс. грн., то в 2011 году – 355,1 тыс. грн.).

Хотя на протяжении последних лет объемы лизинговых операций возросли более чем втрое, однако темпы роста лизингового рынка в государстве и, в частности, в аграрном секторе экономики не отвечают требованию времени. НАК «Украгролизинг» каждый год удается удовлетворить нужды в среднем лишь на 5-10 % ( в 2011 году планировалось закупить 1040 единиц техники, при потребности в 6999 единиц) от общего количества. В целом, доля технических средств, приобретенных за средства государственного бюджета и переданных сельхозтоваропроизводителям в лизинг, колеблется в пределах 3% от ежегодной потребности [3].

Рис. 2.. Количество и стоимость заключенных лизинговых соглашений НАК «Украгролизинг», 2006-2011 гг

Основными условиями сотрудничества с государственной компанией является то, что в финансовый лизинг может быть передана техника отечественного производства после осуществления лизингополучателем авансового платежа, который представляет не менее чем 10 процентов стоимости техники, на который не начисляется лизинговый платеж в части вознаграждения лизингодателю и заключение лизингополучателем договора страхования предмета лизинга. При этом сельскохозяйственная техника и оборудование передаются сроком на пять — семь лет и плата за пользование средствами равняется 7 процентам от невозмещенной суммы [1] что в перерасчете на 5 лет составляет лишь 2,8 процента годовых от первоначальной стоимости.

Более дешевых средств для лизингополучателя не существует. К тому же 2,8% годовых значительно меньше уровней годовой инфляции, которые фиксируются в течение последних лет, и, таким образом, процентные платежи лизингополучателя компенсируются с излишком.

Использование средств госбюджета в поддержку развития с/хозяйства Луганской обл., тыс..грн.

Какие существуют государственные программы субсидирования сельского хозяйства

С введением западных санкций для сельскохозяйственного производства появились дополнительные стимулы.

Правительство поставило цель заполнить торговые точки российскими продуктами, и сегодня аграриям предлагаются солидные программы поддержки.

В чем их суть и как воспользоваться государственной помощью фермеру?

Цели данных программ

Таковы реалии аграрного сектора экономики: без поддержки фермеру, да и крупным представителям сложно добиваться серьезных и стабильных результатов. Поэтому на правительственном уровне проводятся системные финансовые вливания – субсидирование отрасли по всем направлениям.

Сюда можно отнести:

  • меры денежно-кредитной политики, когда проводится льготное кредитование и приоритетное инвестирование аграрных проектов. Существуют и специфические направления: страхование на льготных условиях сельскохозяйственных культур в зонах рискованного земледелия, элитного поголовья скота;
  • бюджетные дотации, которые представлены целевым ассигнованием из бюджета убыточной реализации продукции в условиях низкого урожая. Другой вариант – возмещение недополученного дохода производителем при сдерживании роста цен на социально значимые продукты;
  • бюджетная политика, выражающаяся в дополнительном финансировании сх отраслей. Такая поддержка характеризуется распределительным характером по принципу приоритета отрасли. Проводится субсидирование процентных ставок по кредитам на развитие АПК, возмещаются лизинговые платежи на производственное оборудование.
  • планирование – составление программ поддержки, разработка актуальных мер поддержки, прогнозы по развитию различных направлений. Такие меры нужны для грамотного распределения финансирования.

Законодательная база

Стратегия поддержки АПК России представлена Государственной программой развития сельского хозяйства и регулирования на 2013-2020 годы. Именно в ней собраны все государственные инициативы и планы на предстоящую семилетку. Документ включает подпрограммы по всем направлениям сельского хозяйства.

Изменения и дополнения в законодательную базу вносятся правительственными постановлениями и разъяснениями.

Приоритетные направления деятельности

Для эффективного развития аграрного сектора субсидии предназначаются по основным направлениям:

  • на мелиорацию сельхозугодий, рациональное использование площадей;
  • поддержку животноводства, мясо-молочного скотоводства;
  • организацию перерабатывающих предприятий и линий сбыта сельхозпродукции;
  • поддержку растениеводства;
  • содействие в создании/развитии небольших крестьянских и фермерских хозяйств;
  • внедрение инноваций, модернизация производственных циклов.

Большой ошибкой будет считать, что глобальные планы преследуют единственную цель по увеличению доли отечественных продуктов на рынке.

Ожидания от претворения задуманного масштабнее:

  • расширить сырьевой рынок;
  • увеличить зарплаты в отрасли;
  • создать новые рабочие места и сферы деятельности;
  • освоить заброшенные земли.

К 2020 году аграрная отрасль будет полностью обновлена и готова к самостоятельному поступательному развитию. Но все это только перспективы. Сейчас же отрасль переживает не лучшие времена.

По подсчетам аналитиков на полную замену импортной «мясо-молочки» потребуется 7 лет, для получения стабильно высоких урожаев растениеводческих культур нужно не менее 5 лет. На модернизацию требуются колоссальные усилия и затраты, которые должны подкрепляться системной помощью от государства.

Виды, условия и порядок участия в программах

Применявшиеся в истекшем году субсидионные меры поддержки перекочевали в год наступивший. Отметим, что еще по осени 2016 года в правительстве заговорили о кардинальных изменениях в госфинансировании сельского хозяйства.

Но, как часто случается на заре реформ, новое только намечается, а старое продолжает применяться.

Расскажем об общих видах действующих субсидий:

  • Гранты на развитие КФХ. Предоставляются на конкурсной основе целевым назначением на приобретение сх угодий, разработку и подведение систем коммуникаций, строительство хозяйственных объектов. Грант предполагает строгую отчетность получателя о целевом использовании средств.
  • Кредитные средства на возмещение процентных затрат. Предоставляются исключительно для модернизации хозяйства.
  • Субсидирование лизинга, взятого для приобретения сельскохозяйственного оборудования и техники.
  • Компенсация расходов на возведение объектов крестьянского хозяйства семьи.
  • Единовременная субсидия. Предоставляется на обустройство фермерского хозяйства: приобретение или строительство жилья, покупку грузопассажирского транспорта, проведение коммуникаций.

Фермер может претендовать на все виды помощи, но только при соответствии требованиям отбора. Заявления рассматриваются конкурсными комиссиями.

Условия предоставления:

  1. Профессиональные качества претендента. Опыт работы фермера должен составлять от 10 лет. Преимущество у работников сх сферы с высшим образованием.
  2. Не менее 10 лет будущий фермер должен вести личное подсобное хозяйство.
  3. Необходимы рекомендательные письма от муниципалитетов или членство в кооперативах.
  4. На объект получения субсидий представляется бизнес-план.
  5. Если подается заявка на грант, потенциальный получатель обязан до 30% суммы гранта обеспечить собственными финансами или средствами производства. Зачтется поголовье скота, хозяйственные строения и другое имущество, применяемое в деятельности.
  6. Схемы сбыта продукции. Преимущество за претендентами уже действующих хозяйств с налаженными путями реализации произведенного. Подтверждается это контрактами с торговыми точками, закупочными линиями, другими документами.

При предоставлении субсидий, в особенности – грантов, учитывается социальная значимость проекта для региона. К примеру, создание фермером дополнительных рабочих мест, оборудование подъездных путей и т. д.

Подготовка документов

В общих случаях это:

  • заявление и анкета претендента;
  • копии паспорта и документа о профессиональном образовании;
  • свидетельство регистрации предпринимательства ФНС;
  • учредительные документы КФХ, сельхозпредприятия иной формы;
  • контракты с партнерами, торговыми сетями и т. д.;
  • письма-рекомендации представителей муниципальной власти.

В зависимости от вида помощи могут понадобиться и другие документы.

Программа «Начинающий фермер»

Начинать всегда сложно, поэтому в 2018 году государство по-прежнему поддерживает вновь создаваемые хозяйства.

Размер и условия участия

Формат финансирования – грант на развитие или единовременная субсидия на бытовое обустройство.

В первом случае заявитель претендует на 1,5 млн рублей, во втором – до 300 тысяч.

Грант расходуется на покупку посадочных материалов, удобрений, кормов, расширение поголовья скота и птицы, земельных наделов и для других нужд с/х деятельности. Субсидия помогает начинающему предпринимателю создать достойные условия жизни.

Как оформить

Чтобы получить грантовую поддержку, нужно обратиться в Минсельхоз своего региона, собрать документы и защитить свой бизнес-проект.

Пугаться не стоит: публичные слушания устраивать не будут. Под защитой понимается экспертная оценка бизнеса заявителя и его деловых качеств на основе предоставленного пакета.

Решение принимается за 15 дней после сдачи анкеты.

«Семейная животноводческая ферма»

Данная программа направлена на развитие социальной структуры села, увеличение поголовья скота, поддержку семейного аграрного бизнеса.

Семейным фермерское хозяйство считается, если все задействованные работники являются родственниками (не обязательно близкими).

Форма субсидии – грантовое финансирование.

Размер перечисления и условия предоставления

Под действие программы попадают фермеры, занятые разведением молочно-мясного скота.

Требования к претендентам:

  • численность работников – не менее трех человек;
  • перед подачей заявки ферма должна отработать год;
  • семья не получала ранее грантовую поддержку для малого/среднего бизнеса, создание и развитие крестьянских хозяйств.

Анкета участника конкурса направляется в сельскохозяйственное ведомство субъекта регистрации фермы.

Максимальный размер гранта равнозначен 60-процентным расходам хозяйства, отраженным в бизнес-плане и плане затрат. Максимум в денежном эквиваленте установлен для всех регионов страны – 10 млн рублей. Ферма должна подтвердить наличие 40% собственного обеспечения от суммы гранта. Не запрещается использовать кредит.

Распределение федеральных субсидий осуществляется регионами, которые получают транши из госбюджета. Кроме того, местные власти вправе предоставлять поддержку сельхозпроизводителям из местного бюджета.

Старая помощь по-новому принципу

Распределяться деньги будут по иной схеме.

Если раньше транши направлялись под конкретные программы, то в 2018 году в субъект переводится полная сумма на развитие сх. Здесь страховые преференции, субсидирование кредитов, фермерских и крестьянских форм хозяйств, садоводства и племенного животноводства. Словом, всех представленных в конкретном субъекте направлений АПК.

Схема получила название «единой региональной субсидии».

Предоставление кредитов

С 01.01.17 запущена программа льготного кредитования субъектов хозяйствования системы АПК. Займы на модернизацию и развитие хозяйств банки будут оформлять под 5% годовых.

В этой связи меняется адресат процентного субсидирования: теперь это кредитные учреждения. Государство возместит 100% ключевой ставки банкам, выдающим займы сельхозпроизводителям на льготных условиях.

Новые условия удобны, прежде всего, фермерам. Теперь не придется отвлекать существенные суммы из оборота для уплаты процентов, которые затем государство возмещало кредитополучателю через субсидию.

Банки для участия в программе утверждает Минсельхоз. Критерий – наличие собственных кредитных продуктов на привлекательных условиях для аграриев.

Требования к заемщикам вполне лояльны:

  • отсутствие действующих просрочек у претендента по другим кредитам;
  • стабильность в развитии хозяйства;
  • доходы, позволяющие производить текущие платежи.

Банк откажет однозначно фермерам, находящимся в банкротстве или реорганизации.

Существующие проблемы

Настораживает фактически полная передача распределения субсидирования в регионы. Ничего хорошего аграрному предпринимательству и производству в целом это не принесет.

Но главная проблема поддержки российских аграриев – это нестабильное финансирование. По сообщению Минфина, объем помощи сократится в 2017 году в 1,4 раза меньше, чем закладывалось изначально в паспорт Программы на 2013-2020 годы. Без должного финансового обеспечения громкие намерения Правительства по реформированию АПК скатятся до уровня прожектерства.

О государственной поддержке аграриям Карачаево-Черкесской республики рассказано в следующем видеосюжете:

Государственная поддержка развития аграрного сектора Украины Текст научной статьи по специальности «Экономика и экономические науки»

Текст научной работы на тему «Государственная поддержка развития аграрного сектора Украины»

мики, сельского хозяйства и диверсифицированных видов деятельности на селе.

Следует подчеркнуть, что проблема улучшения качества жизни на селе в Украине должна носить системный характер, и нуждается в изменении парадигмы стратегического планирования развития сельских территорий требует значительных финансовых и временных затрат.

1. Сощально-економ1чне становище Украши за 2013 рш [Електронний ресурс ]. — Режим доступу: https://ukrstat.org/uk/druk/soc ек/2014/риЬ1 12 2014 u.html.

2. Демограф1чш чинники бщносл (колективна монографш) / за ред. Е.М. Л1баново1′. — К.: 1н-т демографп та соц. дослщжень НАНУ, 2009. — С. 52.

3. Першочергов1 заходи державно! полггики щодо виршення сощалъно-економ1чних проблем сшьського населення: анал1тична записка [Електронний ресурс ]. — Режим доступу: http://www.niss.gov.ua/articles/1279/.

4. Молдаван Л. В. Роль кооператив1в у подоланш сшьсько! бщносл / Л. В. Молдаван, Д. Ф. Крисанов, Л. О. Удова // Економ1ка АПК. С 2010. — № 11. — С. 121 — 129.

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА РАЗВИТИЯ АГРАРНОГО СЕКТОРА УКРАИНЫ Луценко Е.А., к.э.н., доц. Харьковского национального технического университета им. Петра Василенка

Аграрный сектор Украины — базовая отрасль национальной экономики, которой необходима поддержка и внимание со стороны государства. Он формирует 10% ВВП и значительную часть экспорта — 18,7%. В нем функционирует 56 тыс. аграрных предприятий, занято 60% работников системы АПК, доля аграрного сектора в объеме конечной продукции — 65%. Каждый украинский аграрий дает работу 6-8 своим соотечественникам, занятым в почти сотне разных смежных отраслей. Каждая гривна, в которую конвертируется выращенное и собранное зерно, — это 2-2,5 гривны, направленные на производство сельхозтехники, или 3 гривны в других смежных отраслях: химической, пищепроме, транспорте. В условиях ограниченности финансовых ресурсов особое значение приобретает оптимизация государственной поддержки и, повышение эффективности бюджетных расходов. Исследование современного состояния финансовой поддержки аграрного сектора есть чрезвычайно актуальным для обеспечения продовольственной безопасности страны и преобразования агарного сектора в высокоэффективный и конкурентоспособный сектор экономики.

Разработке теоретических и практических аспектов проблемы государственной поддержки аграрного сектора экономики посвящены работы известных зарубежных и отечественных ученых: В.Я. Узун [3], И.Г. Ушачева, Т.В.Калашниковой, О.В.Олейника[5] и др. Особое внимание экономистами-аграрниками уделяется вопросам повышения

эффективности и согласования правил предоставления государственной поддержки с

учетом интеграционных процессов, но содержательное наполнение процеса регулирования государственной поддержки и ее развитие для обеспечения

продовольственной безопасности страны требует более серьезного изучения.

Цель статьи — проанализировать и определить результативность финансовой поддержки аграрного сектора и оценить состояние внедрения государственных целевых программ в обеспечении устойчивого развития отрасли.

Опыт развития сельского хозяйства ведущих европейских стран и обеспечение конкурентоспособности их аграрных предприятий на мировом рынке указывают на ведущую роль государства и государственной поддержки в этом процессе.

Государственная поддержка аграрного сектора Украины охватывает бюджетное финансирование программ и мероприятий, направленных на развитие отрасли: беспроцентные кредиты фермерским хозяйствам, удешевления банковских кредитов и страховых премий, предоставление помощи в приобретении сложной сельхозтехники отечественного производства продукции растениеводства и животноводства, льготный режим налогообложения, частичная компенсация процентных ставок за пользование кредитами коммерческих банков, списание безнадежной задолженности.

В табл.1. приведены расходы общего и специального фондов Государственного бюджета Украины, Министерства аграрной политики и продовольствия Украины и полученные средства государственной поддержки на развитие сельского хозяйства.

Годы 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015

Объем утвердженнях расходов гос. бюджета Украини, млрд грн* 140,2 174,6 253,2 274,2 307,4 342,7 358,0 363,3 441,5 566,8

Объем утвердженнях расходов по Министерству аграрной политики и продовольствия Украини, 7,3 8,0 11,0 6,4 5,8 10,2 8,2 8,4 6,3 2,2

Пгручрк* средств господдержки всего, млрд 1,2 3,5 5, 2,7 4,3 4,0 6,9 7,4 16,1 Н.Д,

Анализ данных говорит о том, что расходы бюджетов звеличились в 4р., а реальное финансирование аграрного сектора с каждым годом уменьшается и становится критическим. Доля затрат МАПиП снизилась с 5,2% в 2006г. до 0,4% в 2015г. Хотя общая сума господдержки звеличилась в 13 раз, но это увеличение происходит за счет взимания механизмов НДС. В святи с этим, можно сделать вывод, что поддержка носит формальный характер, а бюджеты с каждым годом становятся все более жесткими для

выживания аграриев, которые вынуждены рассчитывать только на свои силы. Таким образом, главная роль аграрного сектора, признанная всеми развитыми странами, в Украине до сих пор недооценивается.

В табл.2 приведены объемы расходов на программы и мероприятия, выделенные Министерством аграрной политики и продовольствия Украины (МАПиП). За 2006-2015гг. количество программ МАПиП, сократилось с 27 в 2006г. до 7 — в 2015г.

Основные программы МАПиП, млн.грн / годы 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015

Финансовая поддержка мероприятий в АПК — — — — — — 827,3 96,7 5,0 5,0

Улучшение земель предприятий АПК — — 100,0 — — 5,0 — — — —

Государственная тддержка кооперативов — — — — — 5,0 — — — —

Агрохимическая паспортизащя земель 5,0 5,0 7,9 0,8 — — — — — —

Селекция в птицеводстве и животноводстве 110,0 125,0 125,0 30,0 80,0 75,2 — — — —

Мероприятия по борьбе с вредителями и болезнями с.-х. растений 5,0 5,0 5,0 0,5 1,0 0,9 34,0 25,5 — —

Бюджетная животноводческая дотация и гос.поддержка производства продукции растениеводства 1992,5 2332,5 3071,7 500,0 — 100,0 — — — —

Селекция в растениеводстве 90,0 90,0 90,0 30,0 40,0 30,0 — — — —

Финансовая поддержка фермерских хазяйств 28,0 38,0 60,0 20,0 — — — — — —

Фин.поддержка предприятий АПК через механизм удешевления кредитов 260,0 667,0 1650,0 300,0 — 531,4 — — — 300,0

Мероприятия по защите и использовании лесов, переданных в пользование АПК 17,0 17,0 87,0 17,0 20,0 17,7 — — — —

Поддержка консультационных услуг — 10,0 10,5 1,0 2,0 2,0 — — — —

Фин.поддержка предприятий АПК, находящихся в сложных погодных условиях 20,0 35,0 35,0 — — — — — — —

Проведение выставок в АПК 8,0 8,0 8,0 0,8 2,0 2,0 5,0 3,7 — —

Организация и регулирование деятельности в АПК 227,4 293,3 372,1 412,7 471,4 11,8 — — — —

Исследования и экспериментальные разработки в АПК 64,3 90,4 116,2 37,7 89,3 111,6 — — — 16,4

Создание и обеспечение резервного запаса сортовых и гибридных семечек 10,0 70,0 20,0 5,0 5,0 5,0 — — — —

Профшактика и предупреждение возбудителей инфекционных болезней 25,0 39,5 35,0 1,5 20,0 20,0 — — 3,0 —

Молодые сады и виноградники, ягодники / с2012 г. (хмельники) 204,9 247,5 370,8 453,6 476,0 556,7 — 100,0 100,0 —

Компенсация стоимости электроэнергии на полив орошаемых земель — — — — — — 50,0 — — —

Государственные научно-целевые программы в АПК 0,06 — — — — — — — — —

Компенсация стоимости сложной отечественной с.-х. техники 32,0 131,8 100,0 — — 10,0 — — — —

Погашение обязательств Украинской гос.инспекцией — 0,5 0,5 0,4 — — — — — —

Фин.поддержка развития предприятий молочной промышленности 4,0 — — — — — — — — —

Фин.поддержка развития Мельников 22,7 27,5 41,2 50,4 84,0 98,2 — — — —

Фин.поддержка создания оптових рынков с.х. продукции — — — — — 10,0 200,0 — — —

Фин.поддержка отрасли животноводства — — — — — 2030,0 732,0 — 888,0 250,0

Обеспечение деятельности аграрного фонда 20,0 18,4 18,9 12,2 14,3 14,6 25,6 — 16,4 —

Частичная компенсация строительства новых тепличних комплексов — — — — — 50,0 — — — —

Удешевление стоимости страхових премий 10,0 50,0 200,0 — — — — —

Противоэпизодические мероприятия и участие в эпизодическом бюро 114,9 125,7 173,6 111,7 112,6 102,6 103,7 103,2 64,6 68,7

Инспекция в отрасли сельского хазяйства — — — — — 386,4 — — 203,1 57,4

Увеличение уставного фонда НАК «Украгролизинг» 413,0 — — — — — — — — 54,0

Гос.служба по охране прав на сорта растений 94,0 93,4 111,7 123,1 140,8 — — — — —

Селекция в отрасли сороиспытаний 5,0 5,0 — — — — — — — —

Участие в международном Созе по охране прав на сорта растений 0,05 0,06 0,06 0,06 97,1 0,1 0,1 0,07 —

Проведение земельной реформы — — — — — 12,0 96,4 476,6 8,5 —

Функционирование укр.лаборатории качества продукции АПК 6,0 19,5 28,6 6,3 7,7 8,8 12,9 — — —

*Составлено на основе Законов Украины о Государственном бюджете Украины за соответствующий период [1]

Анализ выполнения планов расходов бюджетов показывает, что недовыполнение наблюдается по всем направлениям и в среднем составляет 30%. Кроме этого, в условиях недофинансирования государственных целевых программ поддержки сельхозтоваропроизводителей возникает риск не только сдвигов в структуре и масштабах производства, но и становится под угрозу существование определенных отраслей, например животноводства. Отсутствует корреляционная связь между бюджетным финансированием АПК и показателями его деятельности

На некоторые программы средств совсем не предусмотрено. С 2012г. большее количество программ оптимизированы в одну. Так, в программе «Финансовая поддержка мероприятий в АПК» объеденены средства на: стабилизацию и развитие отраслей растениеводства и животноводства; гос.поддержку кооперативов, частичную компенсацию новых тепличних комплексов; строительство и реконстукцию

животноводческих ферм; частичную компенсация стоимости с.-х. техники; удешевление кредитов на приобретение сложной отечественной техники. Также оптимизированы программы на развитие мельников, виноградников, молодых садов и ягодников. Такой подход к распределению бюджетних средств на наш взгляд, и по мне

нию Т.В. Калашниковой [5] значительно усложняет контроль за выполнением принципа целевого использования; не обеспечивает эффективность использования государственных ресурсов. Поэтому мы считаем, что целесообразно возвратиться к предыдущей классификации по программам бюджетов, особенно тех, которые имеют инвестиционную направленость.

Мы полностью поддерживаем мнение В.Я.Узун, который считает, что для обеспечения устойчивости реализации мероприятий Госпрограмм целесообразно перечень программ и суммы финансирования утверждать на 5 лет. При принятии бюджета на очередной год обязательства по финансированию мероприятий должны рассматриваться как приоритетные. Такой подход позволит избежать остаточного принципа выделения средств общего бюджета на поддержку сельского хозяйства [3].

Для эффективного развития аграрного сектора и повышения его конкурентоспособности необходимо упорядочить процесс государственного финансирования, обеспечить его увеличение и эффективность использования с учетом принятия обязательств Украиной в рамках ВТО. В табл. 3. приведены объемы бюджетних расходов, предусмотренные Государственной целевой программой развития украинского села до 2015г.[4].

Мероприятия Объем фин.ресурсов из бюджета, млн грн

2008 2009 2010 2011-2015 в среднем

«Желтая корзина» (продуктовая),млн. грн 3193,8 3376,8 3072,9 16149,1 3229,8

«Желтая корзина»(непродуктовая),млн. грн 2643,2 2288,6 1828,9 9173,3 1834,7

Итого по программам «желтой корзины», млн. грн. 5837,0 5665,4 4901,8 25322,4 5064,5

«Зеленая корзина», млн. грн. 8209,9 8504,8 8621,2 52353,2 10470,6

Итого 14046,9 14170,2 13523,0 77675,6 15535,1

Таблица 3 — Структура бюджетной поддержки в 2008 — 2015гг.

Анализ показывает, что структур а бюджетной поддержки соответствует требованиям ВТО, но определяющим направлением должен стать принцип -расширение программ «зеленой корзины» с увеличением количества бесплатних программ для отечественных товаропроизводителей.

Результаты проведенных исследований говорят о важности и целесообразности государственной поддержки. Недостаточные объемы финансирования, неравномерное выделение средств, не дают возможности реализовать все преимущества определенных программ. Стратегическим направлением для Украины

должен стать пересмотр механизма проведения поддержки за счет расширения программ «зеленой корзины».

1.Официальный Сайт ВР Украины. Законы Украины о Государственных бюджетах Украины за соответствующий год. [Електронний ресурс] — Режим доступа: http://zakon4rada.gov.ua/laws/show.

2.Официальный Сайт Государственной службы статистики Украины «Основные экономические показатели производства продукции с.-х.» ф.№ 50 с.-х. [Електронний ресурс] — Режим доступа: http://uprstat. gov.ua. 3.В.Я.Узун. Финансирование Госпрограммы развития сельского хозяйства Российской Федерации: механизмы, проблемы, пути совершенствования / Узун В.Я. // Економика АПК.

— 2011. — №8. — С.164-171. 4.Сайт Министерства аграрной политики и продовольствия Украины. Государственная целевая программа развития украинского села на период до 2015г. [Електронний ресурс] — Режим доступа: minagro.gov.ua.

5.Т.В .Калашникова / Государственная поддержка материально-технического обеспечения АПК. / Калашникова Т.В., Олейник О.В.// Економика АПК. -2012. — №7. — С.95 — 100.

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ИНСТРУМЕНТАРИЯ БЮДЖЕТНОГО ФИНАНСИРОВАНИЯ АГРАРНОГО

Стародуб О.И., асп. ННЦ «Институт аграрной экономики»

Мировой опыт показывает, что практически во всех развитых странах государство принимает активное участие в развитии сельскохозяйственных предприятий, в поддержке самых эффективных его отраслей. В одних странах система бюджетного финансирования имеет достаточно расширенный инструментарий, в других он более узкий, но не менее эффективный. В Украине система бюджетного финансирования проходит стадию реформирования, в связи со вступлением Украины во Всемирную организацию торговли и намерением вступить в Европейский Союз.

Необходимость государственной финансовой поддержки путем бюджетного финансирования сельского хозяйства определяется специфическими условиями функционирования и рядом объективных причин. Основное значение в системе бюджетного финансирования аграрного сектора во всех странах мира, и Украина не является исключением, имеет инструментарий государственной финансовой поддержки.

Проблемы бюджетного финансирования аграрного сектора исследуют отечественные ученные Н.Я.Демьяненко, Ю.А.Лупенко [3]. Т.М.Мельник [4], Т.А.Осташко, Л.Д.Тулуш [6] и другие. Но на данный момент, не смотря на большое внимание к данной проблеме, для более эффективного функционирования системы бюджетного финансирования, остается недостаточно исследованным инструментарий государственного финансирования аграрного сектора в Украине из бюджета страны.

Большинство экономически развитых государств проводит стимулирующую аграрную политику, содержанием которой является предоставление различного рода дотаций, субсидий и льгот сельхозтоваропроизводителям, так как в этих государствах, аграрный сектор рассматривается как система, не способная к саморегулированию.

Практика применения государственной поддержки сельскохозяйственной отрасли в Украине очень похожа на ту, что используется в России и включает в себя меры прямого и косвенного регулирования. [1]

Среди мер прямой государственной финансовой поддержки, которые применяются в развитых странах можно выделить: прямые государственные компенсационные платежи: платежи при ущербе от стихийных бедствий; платежи за ущерб, связанный с реорганизацией производства (выплаты за сокращение посевных площадей, вынужденный забой скота и т.д.); субсидии в расчёте на единицу площади или поголовье скота; платежи в виде финансирования закупок ресурсов для производства (например, субсидии на приобретение удобрений, ядохимикатов и кормов); финансирование целевых программ и расходов на НИОКР.

К мерам косвенной государственной поддержки сельского хозяйства относятся: ценовое регулирование на рынке продукции сельского хозяйства и продовольствия посредством поддержки внутренних цен на сельскохозяйственную продукцию; льготное финансово-кредитное обеспечение; система льготного налогообложения, квот и налогов на экспорт и импорт продовольствия; сельскохозяйственное страхование.

Оценка норм Закона Украины «Про государственную поддержку сельского хозяйства Украины» позволяет утверждать, что в Украине государственная поддержка также делится на прямую и непрямую, и включает в себя такой инструментарий:

— ценовое регулирование, инструментами которого являются государственные аграрные интервенции и временное административное регулирование цен;

— дерегуляция украинского аграрного рынка сельскохозяйственной продукции и запрет дискриминации прав ее владельцев, которая заключается в предотвращении создания искусственного дефицита аграрной продукции;

— поддержка производителей продукции животноводства с помощью бюджетной животноводческой дотации;

— другие виды поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, которые финансируются с бюджета Украины с помощью таких инструментов как: залоговые и форвардные закупки зерна; удешевление кредитов мето-

Тарас Кутовой, министр агрополитики о том, что ждет украинских аграриев в ближайший год

В 2016‑м Украина собрала рекордный за все годы независимости урожай зерновых — более 64 млн т. Это на 4 млн т превышает рекорд 2015‑го. За девять месяцев прошлого года наши агроэкспортеры отправили на внешние рынки продукции на $10,4 млрд. А это более 40% всего украинского экспорта. За последние полгода мы добились увеличения квот на аграрную продукцию, которая поставляется в страны Евросоюза. Теперь украинские производители сельскохозяйственных товаров получат дополнительные квоты на кукурузу, пшеницу, мед, крупы и обработанные томаты в общей сложности на $196 млн.

За прошедший год команда Министерства аграрной политики и продовольствия разработала стратегию «3+5». Тремя ее главными приоритетами стали завершение земельной реформы, обеспечение прямой государственной поддержки малым и средним компаниям и приватизация госпредприятий. Способствовать реализации этих приоритетов должны пять основных направлений: развитие рынков сбыта, сельских территорий, органического и нишевого агропроизводства, а также внедрение проектов по орошению сельхозземель и контроля над безопасностью пищевой продукции.

За год нам удалось подготовить несколько важных законодательных инициатив, в частности, мы разработали законопроект о демонополизации спиртовой отрасли. Он регламентирует процедуру разгосударствления госпредприятий спиртовой отрасли и вводит поэтапную либерализацию рынка спирта в Украине. В нем предусмотрены нормы, которые приведут в действие прозрачный рыночный механизм демонополизации отрасли и минимизируют коррупционные риски. Для изменения формы собственности предприятия спиртовой и ликероводочной промышленности будут выставлены на аукцион. Новыми владельцами заводов станут компании, которые предложат за них самую высокую цену. Часть из них получат право в течение семи лет производить пищевой спирт, остальные смогут изготавливать только технический спирт. Скорее всего, большинство заводов второй группы после приватизации будут перепрофилированы на производство биоэтанола.

Некоторые из наших инициатив уже приняты парламентом к рассмотрению. Например, Закон о производстве и сертификации органической продукции. Он регламентирует требования к ее производству, маркировке и обращению. Это откроет новые возможности для развития отрасли и поспособствует повышению конкурентоспособности нашей органической продукции и расширению ее рынков сбыта.

Минагрополитики активно работает над тем, чтобы мелкие и средние фермеры нашли свою нишу и стали конкурентоспособными не только на украинском, но и на международном рынке. В госбюджете на 2017 год предусмотрено выделить на поддержку мелких и средних фермеров 5,5 млрд гривен, что составляет 1% ВВП сельхозпродукции. Это в 20 раз больше по сравнению с 2016‑м.

При поддержке министерства сейчас реализуется проект по выделению 400 млн евро кредита от Европейского инвестиционного банка в рамках проекта «Основной кредит для аграрной отрасли — Украина». Всего в сектор мы собираемся привлечь 800 млн евро. Остальные средства в рамках этой программы должен предоставить один из украинских банков. Деньги пойдут на финансирование производства зерновых и масличных культур, развитие элеваторных мощностей, поддержку нашей рыбоводческой отрасли, а также на строительство опытных станций и лабораторий.

Летом начал работу Офис поддержки реформ при Кабинете министров, который мы создали при поддержке иностранных доноров и представителей Евросоза. Главная задача этой организации — координация разработки и повышение эффективности законодательных проектов, а также поддержка проведения реформ в аграрной отрасли.

Недавно почти сто экспертов совместно с Министерством аграрной политики и продовольствия разработали дорожную карту для Офиса. Мы проанализировали, что удалось сделать, и составили план дальнейшей работы. В частности, мы определили перечень и сроки для законодательных инициатив, которые должны быть разработаны экспертами Офиса и Минагрополитики и представлены на рассмотрение парламента и Кабинета министров в ближайший год. Мы покажем инвесторам экспортный потенциал украинского аграрного сектора, разработаем коммуникационную стратегию по продвижению земельной реформы среди населения, определим конечные сроки мероприятий по развитию сельских территорий и восстановлению систем орошения.

Украина: Аграрии отказываются от неэффективной господдержки аграрной отрасли

ГС «Всеукраинская Аграрная Рада» (ВАС) в составе ГС «Всеукраинский аграрный форум» обратилась к Президенту Украины Петру Порошенко с призывом поспособствовать отмене неэффективной государственной поддержки аграрной отрасли, при которой выплаты осуществляются или в пользу крупных компаний, либо остаются в бюджете неиспользованными. Зато аграрии предложили направить эти средства на компенсацию потерь доходов бюджета от принятия законопроектов по снижению ставки НДС для некоторых видов сельхозпродукции до 10% (будет способствовать снижению розничных цен на продукты питания) и введение налога на вывод капитал (приведет к развитию экономики, рост занятости и уровня оплаты труда и), сообщает Укрцукор.

«Несмотря на выделение в государственном бюджете беспрецедентных сумм на государственную поддержку украинских аграриев, реальные малые и средние сельхозпроизводители ее практически не получают . Мы считаем недопустимым такое расходование государственных средств в ситуации, когда ощущается острый дефицит бюджетного финансирования острых социальных потребностей, а также неотложных мер по стимулированию развития национальной экономики . Мы считаем необходимым прекратить выделение средств на государственную поддержку аграрного сектора, потому что события последних лет убедили нас в том, что правительство и Верховная Рада Украины институционально не способны справедливо и эффективно их распределять», — говорится в тексте официального обращения, которое было направлено на имя главы государства.

Так, результаты использования бюджетных средств по программам господдержки аграрного сектора в 2018 году были катастрофическими. По данным Министерства аграрной политики и продовольствия и Государственного казначейства Украины, по состоянию на конец сентября 2018 предусмотрены программы были выполнены лишь на 14%. Таким образом, из заложенной в Госбюджете на 2018 6,3 млрд. грн (14,68 млрд. руб) по состоянию на конец сентября было выплачено лишь около 887 млн ​​грн (2,067 млрд. руб). При этом, по итогам 2017 года и девяти месяцев 2018 в пользу крупнейших агрохолдингов было осуществлено 38% и 21% от всех бюджетных выплат соответственно.

Несмотря на это, Правительство настаивает на продолжении данной негативной практики. Кабинет министров подал в проекте Госбюджета-2019 предложения в части аграрных дотаций практически идентичное тем, что действуют в 2018 году, или даже увеличил финансирование статей, которые не выполняются. А Комитет Верховной Рады по вопросам бюджета фактически поддержал политику правительства при рассмотрении поданных поправок к проекту Закона Украины «О Государственном бюджете Украины на 2019».

В то же время Комитет отклонил все предложения ВАС по изменению распределения и направления бюджетных средств на программы, которые реально востребованы средними и малыми агропроизводителями. В частности, аграрии предлагали:

  • ограничить суммы компенсации процентной ставки по кредитам по программе «Финансовая поддержка путем удешевления кредитов» в 10 млн грн (23,31 млн. руб) в одни руки, с учетом связанных лиц;
  • вернуть программу так называемой «квазиакумуляции НДС», которая была введена в 2017 году, и полностью отменена в этом году. Ее преимуществом был автоматический и прозрачное распределение средств между сельхозпроизводителями без вмешательства чиновников. Однако руководствуясь политическими мотивами профильное министерство вместо того, чтобы исправить недостатки в работе данной программы, которые были обнаружены в 2017 году, полностью прекратило ее финансирование. Поэтому сельхозпроизводители требуют в 2019 году увеличить ее до 2 млрд грн (4,66 млрд. руб) и выплачивать эти средства пропорционально выручке;
  • уменьшить степень локализации сельхозтехники отечественного производства до 20%, что позволило бы дать реальный толчок развитию украинского тракторо и комбайностроение;
  • произвести выплату дотаций по программе «Финансовая поддержка развития фермерских хозяйств» пропорциональной легальной выручке от продажи сельхозпродукции что позволило бы создать реальный стимул для выхода из тени малых фермерских хозяйств.

Однако Комитет эти предложения не поддержал. Поэтому аграрии приняли решение отказаться от предложенной государственной поддержки, которая распределяется неэффективно и несправедливо, зато поддержать законопроекты о снижении ставки НДС на продукты питания на введение налога на выведен капитал.

«Учитывая приведенное, просим поручить Правительству рассмотреть внесение соответствующих изменений в проект Государственного бюджета на 2019 и способствовать их принятию как таковых, направленных на поддержку всех, прежде всего социально незащищенных, слоев населения, так как их внедрение приведет к снижению розничных цен на продукты питания , а также развитие экономики, рост занятости и уровня оплаты труда в случае введения налога на вывод капитал», — говорится в тексте обращения к Президенту.

Правительство одобрило программы поддержки аграриев на 2018

7 февраля Кабинет Министров Украины одобрил программы поддержки аграрного сектора по ключевым направлениям в рамках Государственного бюджета на 2018 год. Общая сумма поддержки составит 6300000000 гривен против 5500000000 грн в прошлом году.

«Сегодня мы начинаем беспрецедентную государственную поддержку агропромышленного комплекса. Приоритеты — развитие животноводства, фермерского и кооперативного движения, поддержка садоводства и производства украинской сельхозтехники », — подчеркнул Премьер-министр Украины Владимир Гройсман.

Поддержка аграриев на 2018.

Основные усилия сконцентрированы на глазах, которые смогут обеспечить долговременный экономический эффект.

В частности, предусмотрено:

  • компенсация 25% стоимости приобретения новой сельхозтехники и оборудования украинского производства.
  • компенсация части тела кредита, привлеченного на строительство животноводческих комплексов, формирует эффективную ставку на уровне 3%, возмещение стоимости введенных в эксплуатацию животноводческих комплексов, построенных на деньги инвестора, а также удешевление до 3% займов для проектов,
  • реализуемых в сфере аквакультуры , овцеводства, козоводства и тому подобное.
  • удешевление содержания КРС молочного направления на агропредприятиях из расчета 1500 гривен / голову / год.
  • удешевление содержания молодняка (до 1 года), содержащийся в хозяйствах граждан из расчета 2,5 тысячи гривен / голову / год.
  • удешевление на 80% стоимости посадочного материала в садоводстве и ягодоводства.
  • малым и средним фермерским хозяйствам предусмотрено возмещение 100% стоимости закупленного украинского семян, 90% стоимости консультативных услуг.

Также эта категория сельхозтоваропроизводителей получит доступ к дешевым кредитным ресурсам, а также пользуется дополнительной преференции при покупке украинской сельхозтехники — им компенсируется 40% ее стоимости.

  • в рамках поддержки и развития сельскохозяйственных обслуживающих кооперативов государство будет софинансировать проекты, которые реализуются СОК в животноводстве, садоводстве, строительстве овоще- и фруктохранилищ, беря на себя 70% расходов на приобретение нового оборудования для них.

«Наша задача — остановить негативные тенденции в стагнирующих сейчас отраслях и заложить действенный фундамент для роста всего АПК. Ресурс, направляется на поддержку животноводства, в частности, будет эффект и за пределами этой области, поскольку восстановление хозяйств и наращивания поголовья позволит удерживать цены на внутреннем рынке и создать новые рабочие места на селе », — отметил первый заместитель Министра аграрной политики и продовольствия Максим Мартынюк.

Он подчеркнул, что в результате реализации программ господдержки, Правительство стремится утвердить статус фермера как основного игрока в украинском АПК и нарастить долю, что сейчас генерируется фермерскими хозяйствами в сельскохозяйственном ВВП с текущих 6% как минимум до 10%.

Минсельхозу предложили изменить правила господдержки аграриев

В Госдуме считают, что при распределении субсидий на сельское хозяйство нужно учитывать как рост производства, так и динамику оттока населения

Фото: ПГ/Геннадий Михеев

В рамках недавнего «правительственного часа» в Государственной Думе с министром сельского хозяйства Александром Ткачёвым спикер палаты Вячеслав Володин пообещал, что депутаты возьмут на контроль вопрос распределения между регионами средств господдержки. Эту же тему законодатели обсудили 24 октября на расширенном заседании думского Комитета по контролю и Регламенту.

Проблемные регионы получают меньше средств

«Хотелось бы услышать от министерства, почему регионы, у которых небольшое количество земли, получают в разы больше поддержки на развитие сельского хозяйства, а регионы, у которых проблемные почвы и природно-климатические условия очень сложные, получают в разы меньше?» — обратился Вячеслав Володин к главе Минсельхоза, который приехал пообщаться с депутатами 13 сентября. Но Александр Ткачёв не смог дать чёткий ответ на этот вопрос, как и его заместитель Игорь Кузин, выступивший 24 октября на заседании Комитета нижней палаты по контролю и Регламенту.

Госдума проконтролирует распределение между регионами средств господдержки сельского хозяйства

Финансирование сельского хозяйства в бюджете 2018-2020 годов планируется сохранить на уровне 2017 года. Об этом сообщил зампред Госдумы, руководитель фракции «Единая Россия» Сергей Неверов. Всего на госпрограмму развития сельского хозяйства предлагается выделить в 2018 году 242,3 миллиарда рублей, на 0,2 миллиарда больше, чем в текущем году. На развитие отраслей агропромышленного комплекса (АПК) пойдёт 58,3 миллиарда, на стимулирование инвестиционной активности — 102 миллиарда, на модернизацию и инновационное развитие — 10 миллиардов рублей, что почти на четыре миллиарда меньше, чем в 2017-м. На устойчивое развитие сельских территорий направят 16,2 миллиарда рублей, а на поддержку вузов — один миллиард.

Вместе с тем Игорь Кузин заявил, что будет увеличена поддержка сельскохозяйственного производства. В 2016 году она составила 182 миллиарда, в 2017-м — 207 миллиардов, в 2018-м сумма выделенных на эти цели средств составит 211 миллиардов рублей.

«В условиях поставленной задачи импортозамещения это правильная политика», — сказал замглавы ведомства. Он добавил, что в сельское хозяйство планируется направить дополнительно 10,8 миллиарда за счёт перераспределения средств федерального бюджета 2017 года, предусмотренных на льготное кредитование. Приоритетом при этом станут закупочные интервенции — на них предлагается дать 5,28 миллиарда рублей. Остальные деньги пойдут на возмещение капитальных затрат (2,93 миллиарда), субсидирование процентных ставок по инвестиционным кредитам (707,2 миллиона), субсидирование железнодорожных тарифов на перевозку зерна (один миллиард).

По какому принципу дают субсидии?

Большая часть вопросов депутатов замглаве Минсельхоза касалась критериев распределения федеральных субсидий на сельское хозяйство. «Нам важно понять, учитываются ли при распределении субсидий природно-климатические условия, пахотная площадь земель и другие показатели», — сказал Сергей Неверов.

Есть непонимание, как распределяются средства. Ещё одна проблема в наличии избыточных требований, которые мешают получить необходимые средства.

По словам Игоря Кузина, в целом субсидии в региональные бюджеты из федерального составляли в 2016 году 153 миллиарда, а в 2017 году — 163 миллиарда. «Единая» субсидия была в 2016 году составила 45 миллиардов, в 2017 и 2018 годах — 39 миллиардов. Больше всего федеральных денег традиционно получают Белгородская, Брянская, Воронежская области, Крым и Краснодарский край, Ростовская область, Дагестан и Татарстан. По словам замминистра, в основе принципов распределения единой субсидии — доля региона в валовом объёме сельхозпродукции, поголовье животных, численность и доля объёма малых форм хозяйствования. Таким образом Минсельхоз стимулирует территории развивать сельское хозяйство. Однако если судить по вкладу в ВВП, то очевидно, что успешным регионам предоставляются субсидии побольше.

«С точки зрения использования статистических показателей, ни у одного региона нет замечаний», — заверил Игорь Кузин. Он подчеркнул, что и в 2016, и в 2017 годах основной объём средств из федерального бюджета шёл на поддержку льготного кредитования и на грантовую поддержку фермеров. Начинающим фермерам выделяют около 1,5 миллиона, а на развитие семейной фермы — 5,7 миллиона рублей.

Нужны не просто цифры

Огромное количество цифр, которые представил замминистра, не дают возможности оценить справедливость распределения бюджетных средств в сельском хозяйстве, констатировала председатель Комитета Госдумы по контролю и Регламенту Ольга Савастьянова. По её словам, представители регионов и эксперты обращают внимание на диспропорцию федерального субсидирования, неравномерность распределения льготных кредитных ресурсов в сторону крупных агрохолдингов, непрозрачность системы отбора Минсельхозом заявок для включения в реестр заёмщиков, длительное рассмотрение реестров потенциальных заёмщиков, ограниченные цели льготного кредитования.

Пять приоритетов парламентского большинства

«Есть непонимание, как распределяются средства, — сказала Ольга Савастьянова. — Ещё одна проблема в наличии избыточных требований, которые мешают получить необходимые средства».

По итогам заседания комитета Минсельхозу рекомендовали разработать и внедрить новые правила распределения господдержки — с учётом мнения аграрного сообщества. В качестве основных критериев депутаты предлагают учитывать потенциал наращивания производства, динамику оттока сельского населения, долю неиспользуемой сельскохозяйственной земли. В Госдуме считают, что сельскохозяйственные потребкооперативы нужно включить в систему льготного кредитования, а также предлагают увеличить долю краткосрочных кредитов для рядовых фермеров.

Кроме того, Комитет нижней палаты по контролю и Регламенту совместно со Счётной палатой проведёт анализ обоснованности распределения бюджетных средств. Итоги этой работы обсудят на заседании комитета во втором квартале 2018 года.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock detector