Лошади тяжеловозы: породы, их фото и описание

Лошади тяжеловозы: породы, их фото и описание

Лошади тяжеловозы: породы, их фото и описание

СОДЕРЖАНИЕ

Лошади тяжеловозы — самые сильные и крупные из многочисленных представителей семейства лошадиных. В мире насчитывается около 250 пород лошадей. Примерно 40 из них относят к тяжеловозам. Мощные, прекрасно сложенные, добродушные великаны вызывают неизменное восхищение у большинства людей.

Лошади тяжеловозы начали свою историю еще в средневековье. Массивные рыцари в тяжелых доспехах и таким же тяжелым вооружением были настоящим испытанием для спины и ног лошади. Мелкие кони на такую работу не годились. Спрос на боевых лошадей, способных нести большой вес, предопределил выведение первых тяжеловозов.

По сохранившимся описаниям, рост лошадей достигал двух метров, живая масса — до одной тонны, они быстро утомлялись, не были приспособлены для скоростной езды, не могли прыгать.

С большей или меньшей долей вероятности к потомкам тех лошадей можно отнести современных английских шайров, французких першеронов или бельгийских брабансонов. Животные отличаются могучим и вместе с тем очень гармоничным телосложением, спокойным нравом и невероятной силой.

Тяжеловозы мира

Порода лошадей тяжеловозов выводилась для использования на тяжелых хозяйственных работах, в том числе и для перевозки грузов. В разных странах создавались и совершенствовались тяжеловозные породы. Хотя в общей сложности выведено их большое количество, основу составляют английские клейдесдали и шайры, бельгийские брабансоны и французике першероны.

Большинство современных пород было выведено на основе этих лошадей. Только небольшая часть имеет свое оригинальное происхождение. Вот некоторые из них:

  • Суффолькская, одна из самых древних английских пород. Несмотря на свою массивность (до 900 кг), лошади обладают живым темпераментом, усердны в работе, прекрасно держат тело.
  • Ютландская порода (или датский тяжеловоз) выращивалась еще в седьмом веке на полуострове Ютландия для датских рыцарей. Это мощные красивые лошади игреневой масти.
  • Бретонская лошадь, породе более 4000 лет. Существуют две версии происхождения этих коренастых, коротконогих, могучих и очень подвижных бретонцев. По одной – лошади были завезены во Францию арийцами-иммигрантами, по другой – это потомки боевых коней, которых разводили кельтские воины.

Богатырские лошади России

К широко известным тяжам, выведенным в России (Советском Союзе), относят породы владимирских, советских и русских тяжеловозов. Практически все лошади тяжеловозы России выводились на основе европейских пород.

Тем не менее, селекционерам удалось создать уникальные породные группы животных. Компактное и пропорциональное телосложение выделяет их на фоне исходных пород. Зоотехники делали упор на выведение лошадей, приспособленных к местным условиям, неприхотливых и выносливых, обладающих хорошей тягловой силой.

Особое внимание уделялось добронравности. Отбор проводился еще до отъема жеребят. Злобные и недоверчивые к людям малыши сразу отбраковывались и не допускались к племенному использованию. Такие жесткие требования вполне оправданы – человеку не под силу справится с упрямой и непослушной махиной почти в тонну весом.

Русский тяж

Русский тяжеловоз – порода лошадей, которая как нельзя лучше подходит для работы на частном подворье. Некрупные и сильные, они спокойно и невозмутимо выполняют самую тяжелую работу. Прекрасно подходят для перевозки грузов по пересеченной местности. Покладистый и добродушный характер позволяет управляться с ними даже детям.

Выведена порода была на основе поголовья бельгийских арденов. Крупные, но очень дисгармоничного сложения животные. Выведение породы началось больше ста лет назад. Официальное признание порода получила в 1952 году. Она была очень широко распространена по всей территории России.

Русские тяжеловозы – лошади, идеально подходящие к местным условиям содержания. Краткое описание:

  • масть – рыжая, рыже-чалая, реже-бурая и гнедая, еще реже – вороная;
  • живой вес жеребцов в среднем — до 700 кг, кобыл — до 650 кг;
  • рост — до 150 см (они относятся к группе мелких тяжеловозов);
  • экстерьер: сухая, легкая голова, с широким лбом; мускулистая шея; широкая холка; широкая, длинная спина; круп раздвоенный, широкий; ноги сухие, средней длинны, оброслость на них небольшая.

Владимирская порода

Результатом выведения этой породы стала сильная и резвая лошадь. Владимирский тяжеловоз проходит без груза на рыси расстояние в 1600 метров за три минуты. Груз в полторы тонны они могут провести за пять минут на 2 километра.

Для выведения использовали местное поголовье кобыл с английскими жеребцами сразу двух пород — клейдесдалями и шайрами. Велся жесткий отбор по закреплению основных хозяйственно-полезных признаков: силе и выносливости. Зарегистрирована порода в 1946 году. Описание:

  • масть – гнедая, реже вороная или рыжая, лошади могут иметь отметины на ногах и голове;
  • живой вес жеребцов в среднем до 760 кг, кобыл — до 600 кг;
  • рост — до 165 см;
  • экстерьер: голова крупная, горбоносая; шея высоко поставленная, длинная и мускулистая; длинная, высокая холка; иногда мягкая широкая спина; круп раздвоенный, широкий и длинный, редко — свислый; ноги длинные, сухие, со значительной оброслостью, склонны к мокрецу.

Отличительной особенностью владимирского тяжеловоза является его шаг – широкий, с большим захватом пространства и высоким выносом. Эти мощные кони изумительно смотрятся в тройке.

Советский тяжеловоз

Эта порода была получена в результате скрещивания местного поголовья лошадей упряжного типа самого разнообразного происхождения с бельгийскими брабансонами.

По сравнению с брабансонами представители новой породы отличались сухостью, подвижностью, более мелкими размерами, гармоничным телосложением. Официально советские тяжеловозы были зарегистрированы в 1952 году. Краткая характеристика:

  • масть – рыже-чалая, рыжая, реже — гнедо-чалая или гнедая;
  • живой вес жеребцов — до 800 кг, кобыл — до 650 кг;
  • рост — 160-170 см (их относят к группе крупных тяжеловозов);
  • экстерьер: голова среднего размера; мускулистая шея средней длины; низкая и широкая холка; широкая спина, иногда провислая (мягкая); круп раздвоенный, свислый; ноги крепкие, сухие, средней длины.

Абсолютным рекордистом породы признан жеребец Форс, который смог провезти груз в 22991 кг весом на 35 метров. Кобылы обладают очень высокой молочностью. Рекордисткой по надою стала кобыла Рябина, давшая за 338 дней лактации 6138 литров молока.

Соревнования

Лошади тяжеловозы испытываются в специальных соревнованиях. В Советском Союзе (позднее и в России) по специальной программе соревнований выявляли самую работоспособную лошадь.

Программа включала в себя три отдельных вида:

  • Первое задание — пробежать рысью расстояние в два километра с грузом весом в полторы тонны. Сила тяги составляет 50 кг.
  • Второе упражнение — пройти те же два километра, но уже шагом с грузом четыре с половиной тонны. Тягловое усилие значительно выше и составляет 150 кг.
  • В последнем задании лошадь тянет девять тонн на то расстояние, какое способна преодолеть. Сила тяги достигает 300 кг.

За каждое выполненное упражнение участникам насчитываются баллы (с учетом времени). Победителем становится лошадь, набравшая максимальное количество баллов.

Интересно смотреть любые конно-спортивные состязания, тем более когда на старт выходит тяжеловоз. Лошади (соревнование — всегда стресс для животного) чувствуют наряженную атмосферу и предстартовую суету. Одни готовы сорваться с места и тянуть груз с максимальной скоростью. Другие, как бы примериваясь, пробуют сдвинуть с места, а затем набирают скорость.

Соревнования, захватывающие по накалу страстей и зрелищности. Огромные, сильные, красивые животные, напрягая мышцы и упираясь мощными ногами, натягивают постромки и сдвигают с места невероятный по весу груз.

Каждый наездник прекрасно знает своих лошадей, их слабые и сильные стороны. Подготовка к испытаниям — сложный и кропотливый процесс. Животных тренируют и на силу тяги и на выносливость. Эти качества в конечном итоге и определяют победителя.

Использование

Конечно, такой острой необходимости в живой тягловой силе, как в начале прошлого века, уже нет. Но и сегодня лошади тяжеловозы находят себе применение. В труднодоступных местах проживания, на заготовке леса, на частных подворьях, кумысных фермах, разводят их и для получения мяса.

Широко используют чистопородных тяжеловозов и для улучшения местного поголовья. Они стойко передают мощь, силу и экстерьерные особенности своему потомству.

Перспективы

Каждая порода лошадей тяжеловозов по-своему уникальна и неповторима. К сожалению, этих гигантов с каждым годом становится все меньше. Сохранение генофонда – одна из главных задач, стоящих перед селекционерами. Вместе с тем продолжается работа и по улучшению уже существующих пород.

Закрепление в потомстве хозяйственно-полезных признаков, стойкость к заболеваниям, неприхотливость к условиям содержания — есть к чему стремиться. Нет предела совершенству!

Породы лошадей тяжеловозов

Мощные и выносливые лошади тяжеловозы стали незаменимыми помощниками в домашнем хозяйстве. Они широко использовались на пахоте, при перевозке крупногабаритных грузов и в прочих видах сельскохозяйственных работ.

Уникальность

Лошадь тяжеловоз обладает мощной шеей, мускулистыми корпусом и конечностями, за счет чего выделяется на фоне иных пород. Кроме того, крупные скакуны обладают добродушным характером.

Экстерьерные отличия

Хладнокровные тяжеловозные породы лошадей внешне выглядят очень массивно, потому их крепкая крупная коренастая конституция не дает им возможности иметь грациозные и гибкие движения настолько, сколько это умеют теплокровные сородичи других пород, потому они нечастые участники конных видов спорта.

Лошадь тяжеловоз в средние века у европейцев слыла рыцарским конем. Лишь по истечении времени она перешла в отряд тяжелоупряжных фермерских животных.

Средняя весовая категория лошадей находится в пределах от 0,8 до 1,0 т, однако встречаются иногда тяжеловесные представители массой тела больше. В высоту жеребенок тяжеловоз вырастает от 1,7 до 2,0 м. Такой рост и масса тела в совокупности внешне складываются в крупное животное, способное тащить за собой тяжелый груз, что сразу заметно на фото и видео.

Среди минусов пород коней тяжеловозов отмечают их недостаточную выносливость при преодолении длинных расстояний из-за слишком большого веса.

Экстерьерная характеристика пород лошадей тяжеловозов не является первоначальным требуемым для них качеством. На переднем плане у рабочих лошадей тяжеловозов силовое описание, потому большая часть конных заводов, в числе которых и коневодство России, разводят лошадей тяжеловесов исключительно для сельскохозяйственных работ, а не для участия в зрелищных соревнованиях.

Некоторые заводчики России и зарубежных стран отправляют своих тяжеловозных питомцев на различные мероприятия, выявляющие их силовые характеристики, включающие в себя проверки на перевозку тяжестей на скорость, выносливость на дистанции с преградами.

Быстро передвигаться породы лошадей тяжеловесов не могут из-за своих впечатляющих габаритов: такое животное весит немало. Не способны они и выполнять изящные выездные элементы, не могут высоко прыгать. Всему этому препятствуют массивное телосложение и толстые конечности.Тем не менее их поступь достаточно комфортна для всадников без характерной тряски в седле и подъемов в высоту при передвижении. Есть те, которые выделяются способностью преодолевать высокие препятствия, например, Ирландский тяжеловоз.

Европейские тяжеловозы

Среди европейских пород лошадей тяжеловозов есть несколько, завоевавших особенную популярность.

Аристократический тяжеловоз породы Шайр из Англии — по описанию высокое и массивное животное. В числе предков у англичанина боевые кони рыцарей, прославившиеся в былые времена своими габаритами. Весом жеребцы могут быть до 1,3 т, а в холке достигают 1,9 м. Среди часто встречающихся мастей Шайров — серая и гнедая.

Сегодня порода Шайр стала известна, благодаря своевременному указу английского короля Генриха об активизации разведения лошадей на территории Англии для обеспечения английского сельского хозяйства тягловой силой.

Тяжелоупряжная порода бельгийских лошадей под название Брабансон, иначе называемая Фландрийская, стала известна в средние века. Брабансонов считают одним из предков Шайров. Помимо этого, бельгийцы дали кровь немецким тяжелым коням. Бельгийская порода считается идеальным животным для помощи в сельскохозяйственных работах по причине своей неприхотливости в процессе ухода и высокой работоспособности. Плюсом породы является долгожительство среди прочих тяжеловесных коней.

По сравнению с Шайрами в высоту они немного ниже, до 1,7 м. Масть Брабансонов может быть гнедой с оттенками чалого либо рыжего.

Суффолкские тяжеловозы

Порода лошадей тяжеловозов Суффолк относится к одной из старейших на востоке Англии, впервые упомянутой еще в XVI столетии. Описание Суффолкских лошадей выделяет их среди прочих тяжеловозов толстыми ногами с округлыми копытами. В росте они достигают от 1 м 63 сантиметров до 1,7 метра, а вес набирают до 1,0 т. Наиболее распространенными мастями Суффолков являются светлые и темные оттенки рыжего, в некоторых случаях встречаются каштановые окрасы лошадей.

Французских гигантов Першеронов начали разводить в XIX столетии, после чего порода получила широкую известность за короткие сроки. Это одни из наиболее габаритных представителей, выделяющиеся из общей массы весом и ростом. Известны некоторые особи, высота которых более 2,0 м.

Описание Першеронов характеризует этих лошадей как аристократически сложенных. Своей конституцией они обязаны Арабским представителям, взявшим от них небольшие уши и выразительные глаза, легкость в движениях, серую в яблоках и вороную масть. В отличие от большинства лошадей тяжеловозов, на конечностях Першеронов в редких случаях присутствуют так называемые «щетки».

Шайры, Суффолки и Першероны вместе с Шотландскими тяжеловозами выступили прародителями новой породы: появился Австралийский тяжеловоз.

Русские тяжеловозы

Среди отечественных тяжелоупряжных пород известны такие тяжеловозы России, как Битюги, конь из Владимира, русский конь-тяжеловоз и Советский.

Исчезнувший, не доживший до современности русский тяжеловоз Битюг был в свое время незаменимым помощником для крестьянина и работал как ломовой конь. Небольшой по размеру коренастый питомец был ростом не больше 1 м 60 см.

Тяжеловоз из Владимира

Крупная Владимирская порода тяжелоупряжных лошадей России стала разводиться, начиная с 1935-го года. Ее прародителями выступили тяжеловозы из Европы. В результате скрещивания появился тяжелоупряжной представитель ростом до 1,67 м при весе до 0,7-0,75 т. Однако новая порода отличалась от иных высокими силовыми характеристиками и повышенной выносливостью.

Описание внешности относит Владимирских лошадей к массивным животным с присущей им пластикой в движениях, что не характерно для многих пород тяжеловозов.

Среди часто встречающихся мастей Владимирской породы рыжая и гнедая, но есть и вороные кони из Владимира.

Советский конь

Спокойный по характеру красивый конь Советской породы тяжеловозов взял генетические корни от Битюгов при скрещивании с бельгийскими Брабансонами, английскими Першеронами и Арденами и стал разводиться по 3 направлениям русских лошадей:

  • стандартный Советский тяжеловоз, который выступает как основной тип,
  • утяжеленный тип, отличающейся большей массивностью,
  • облегченный тип с сухим телосложением.

Советский жеребец вырастает в холке до 1,65-1,7 м. Средний вес советского жеребца — до 0,7-1,0 т. Чаще всего он либо рыжий, либо бурый. Реже можно увидеть Советского тяжеловоза вороной и гнедой масти.

Русские тяжелоупряжные

Русская порода тяжелоупряжных лошадей появилась в результате скрещивания с бельгийскими арденами, мелкими по размерам. Появившийся русский Арден сгладил дисгармоничную конституцию прародителей и приобрел хорошую экстерьерную внешность.

Описание зарегистрированного в середине прошлого столетия русских тяжеловозов относит их к невысоким животным, до 1,5 м высотой, но довольно сильным.

Предназначение

Современные породы русских и европейских тяжеловозов сохранили в себе те экстерьерные качества в описании, которые были у их предков. Не утратили они и основного предназначения, выработанного столетиями. Основная задача каждого тяжелоупряжного коня — помощь человеку в перевозке тяжестей. Их нередко использовали цыганские кочевники при переездах.

Основными показателями породности тяжеловоза являются его силовые характеристики, выносливость и скоростные возможности при грузовых тягах. Все это оценивается в конных соревнованиях вкупе с экстерьерной характеристикой и поведением коня во взаимоотношениях с людьми.

Тяжеловозные породы сегодня зачастую используются в ролевых постановках искусственного воссоздания средневековой эпохи, когда были известны рыцарские турниры.

Наилучшие образцы тяжелоупряжных пород лошадей выступают в качестве генетического материала при разведении и селекции с целью улучшения показателей силовых качеств.

Несмотря на сокращение разведения тяжелых коней по причине их замены современной техникой в агроноваторстве, тяжеловоз все еще выступает как помощник в сельском хозяйстве и чуть реже — в качестве прокатных лошадей либо для выпаса домашнего скота. Тяжеловозная лошадь стоит того, чтобы ее купили.

Описание пород лошадей тяжеловозов и их характеристики

Лошадь тяжеловоз — это крупное животное с толстой шеей, мускулистыми телом и ногами, являющееся представителем тяжелых пород. Основная задача: перевоз объемных грузов, выполнение пахотных и иных видов сельских работ.

Гигантские скакуны выглядят не так сухо и изящно, как их «теплокровные» собратья. Но эти кони обладают отличным нравом и имеют ряд других положительных качеств, за счет которых они и по сей день пользуются мировым спросом у многих конников.

Многие «хладнокровные» лошади выглядят довольно-таки массивно, по сравнению с «теплокровными» породами лошадей. Их почти не используют в дисциплинах конного спорта, так как они не наделены гибкими движениями из-за коренастой конституции тела. Однако многих любителей лошадей в этих животных привлекают следующие характеристики:

  1. Мягкость аллюра. «Тяжики» не способны на быстрые движения, высокие прыжки и выполнение изящных элементов выездки. Однако поступь, шаг-рысь-галоп (карьер у «тяжиков» фактически невозможен из-за массы тела и толщины ног) очень удобна для всадника. Несмотря на то, что тяжеловозы высоки и крупны, ездить на них удобно. Их тело при движении не способно подниматься высоко над землей, следовательно, тряска в седле никогда не будет сильной.
  2. Габариты. Тяжеловоз, как и многие другие породы, имеет своих родоначальников. В Средние века, преимущественно в европейских странах, предки тяжеловозов считались в большинстве своем рыцарскими конями, и лишь потом — тяжелоупряжными фермерскими. В далекие феодальные времена этих крупных коней называли «дестриэ» (dextarius), что в переводе с латинского означает «правосторонний». Возможно, такое название тяжелый лошадиный гигант получил, потому что с правой стороны воина, который восседал на коне, сопровождал его личный оруженосец.

Вес тяжелой лошади той эпохи варьировался от 800 кг до 1000 кг, а иногда и более. Рост же был от 170 см до 200 см, что в соответствии с весом составлял портрет очень крупной, тяжелой лошади, не способной на быстрый аллюр. Несмотря на то, что такой представитель непарнокопытного обладал не дюжей мощью и мог тащить на себе тяжелый груз доспехов и оружия рыцаря (в том числе и самого рыцаря, а иногда и даму «сердца» в придачу), ему не всегда хватало выносливости на длительных дистанциях. Он быстро выдыхался.

Историки и мировые заводчики лошадей породы тяжеловозов считают, что к прямым потомкам боевых «тяжиков» можно отнести такие породы лошадей, как шайры, першероны, бранбансоны, клейдесдаль, что подтверждают и древние исторические летописи. Подчеркнем, что речь идет о европейских породах коней-тяжеловесов.

  1. Вид мощного коня вызывает даже у равнодушного к семейству лошадей наблюдателя как минимум уважение. Если же какое-то время пообщаться с «тяжиком», то их спокойствие, миролюбие и очарование может покорить. Ведь многие эти кони имеют добродушный и покладистый характер. Они отлично ладят не только с взрослыми людьми, но и с детьми, и даже с другими животными. По мнению многих заводчиков, практикующих разведение этих пород лошадей, следует отметить, что среди них не так много агрессоров и бунтарей в общении с человеком, невзирая на их существенные размеры.
  2. Приоритетом при проведении племенных работ по разведению тяжеловозов является улучшение их генетики (наследственных качеств), которые позволяют потомкам «тяжиков» приобретать такие качества, как высокая грузоподъемность, приспособляемость к суровым климатическим условиям и неприхотливость в уходе и рационе.

Качество экстерьера у тяжеловесов стоит на втором месте после силовых качеств, так как в большинстве стран (особенно в России) их разводят преимущественно для сельских работ, и только лишь потом — для специализированных зрелищных соревнований. Также в России «хладнокровный» конь нередко пользуется популярностью у любителей верховой езды.

Чтобы проверить качество выведенной (произведенной) породы, многие крупные заводчики пород устраивают для «тяжиков» различные мероприятия по силовым испытаниям. Чаще всего, это перевоз максимальных тяжестей на скорость и длительность расстояния по пересеченной местности с определенными преградами (лужи, подъемы, неровная местность и т.п).

Такие соревнования с каждым годом приобретают популярность, так как по зрелищности и экстремальности они порой не уступают классическим видам конного спорта.

Известные европейские породы

Одна из самых знаменитых «хладнокровных» лошадей — это известный на весь мир английский тяжеловоз породы Шайр. Лошади по экстерьеру высокие и массивные, но в тоже время они «аристократичны».

Прямыми предками этой породы были боевые рыцарские кони, которые по тем временам достигали очень больших для лошади размеров. Но их потомки и сейчас славятся своими серьезными габаритами на весь мир. Вес жеребцов может превышать до 1,3 т, а их высота в холке может достигнуть 190 см. Наиболее часто встречающиеся масти шайров: гнедая, караковая, серая, гнедая.

Наибольшую популярность в Средневековой Англии эта тяжеловозная лошадь начала приобретать при правлении короля Генриха в 18 веке. Правитель посчитал необходимым принять закон об активном разведении данной породы на территории своей страны, преследуя цель обеспечить сельское хозяйство Англии сильными и мощными тягловыми (ломовыми) лошадьми.

Бельгийская тяжелоупряжная (брабансон)

Бельгийская упряжная, она же фландрийская, она же брабансон — появилась в эпоху Средневековья. Была выведена на территории современной Бельгии. Эта порода тяжеловозов является частично родоначальником шайров, суффолькских и клейдесдальских лошадей.

Рост у них, правда, не такой высокий, как например, у шайров, но может составлять чуть более 170 см в холке. Масти преимущественно: рыжая, красно-рыжая гнедая, гнедо-чалая.

Для сельских работ это животное подходит идеально, так как брабансон неприхотлив в уходе, дружелюбен с человеком и имеет высокую работоспособность. Более того, представители этой породы — одни из самых распространенных долгожителей среди иных коней-тяжеловесов.

Один из старинных европейских тяжеловесов (Восточная Англия). Впервые упоминается эта порода в исторических летописях начала 16 века, однако наибольшую популярность она начала приобретать лишь в середине 18 века.

Экстерьер такой лошади отличается толстоватыми ногами, довольно массивным телом, толстой шеей, длинной прямой спиной и округленной формой копыт. Рост жеребцов колеблется в среднем от 165 см и иногда бывает выше 170 см в холке. Вес животного может достигать тонны. Часто встречаются светло и темно-рыжие масти, иногда каштановые. Характер у этих коней покладистый, дружелюбный.

Эта порода лошадей тяжеловозов — гигант, производить которую начали во Франции в 19 веке. Порода получила мировую славу не случайно. Першерон — один из самых больших коней мира, как по весу, так и по росту в холке. Были среди них и настоящие рекордсмены, которые переваливали отметку в росте куда более 2 метра!

Несмотря на всю массивность их тела, эти французские кони обладают прекрасным аристократичным экстерьером, за что должны быть благодарны предкам арабских лошадей. Голова у них аристократичной формы с небольшими подвижными ушками и выразительными среднего размера глазами. Удивительно и то, что движения этих гигантов относительно легки, несмотря на всю их массивность.

Частые масти: серая в яблоках, куда реже — вороная. У этих коней редко растут на ногах «щетки».

Клейдесдаль (шотландский тяжеловоз)

Эффектный представитель всех хладнокровных пород лошадей, потому что, не смотря на свой огромный рост и вес, обладает внешне очень привлекательным экстерьером.

Клейдесдаль, как порода, выведен на просторах современной Шотландии. Конь приспособлен для передвижения по пересеченной местности, но уступает стандартному гунтеру. У клейдесдаля шаг и рысь мягкие. Эти кони — обладатели широких костей, большой мышечной структурой и мощной конституцией тела. Однако есть существенный недостаток: представители этой породы — изнежены. Раскрытие полного потенциала клейдесдаля возможно лишь при условии высококачественного ухода и кормления.

Преимущественные масти: чаще гнедая, рыжа, в целом же — разнообразны.

Русские породы тяжелоупряжных лошадей

Этот тяжеловес является одной из самых древних русских пород, однако не дожил до современных дней. Таике хладнокровные лошади были незаменимы для крестьян и пользовались у них популярностью в сельском хозяйстве, как ломовые кони. Эта маленькая коренастая лошадь, по сравнению с другими лошадиными «гигантами», не достигала в холке выше 160 см.

Их потомками являются современные русские тяжеловозы, предками которых были битюги, скрещенные с рысаками. Именно в их экстерьере наиболее четко прорисовываются черты древнего Битюга.

Владимирский

Порода владимирского тяжеловоза получила начало существования в 1935 году. Родоначальниками породы были лошади европейских тяжелоупряжных пород. Рост их относительно невысок — 165-167 см в холке, при весе в среднем 700-750 кг. Представителей этой породы отличают высокие показатели силовых качеств, такие как выносливость и неприхотливость в уходе и содержании. У них шикарный для представителей тяжеловозов внешний вид. Эти кони в меру массивны, однако движения их относительно пластичны, в отличие от других пород «тяжиков». Масть преимущественно рыжая и гнедая. Встречаются и вороные.

Из русских тяжелоупряжных пород, владимирский тяжеловоз часто используется для участия в соревнованиях по силовым испытаниям.

Спокойные, неприхотливые в содержании и к погодным условиям, красивые лошади с отличной конституцией тела и хорошо развитой мускулатурой.

В отличие от других представителей русских пород «тяжиков», эту породу лошадей разводят по трем направлениям: основной (стандартный), массивный (утяжеленный) и с наиболее сухой конституцией (облегченный).

Советский тяжеловоз был бы идеальной богатырской лошадью древнерусской эпохи, ведь он обладает всеми необходимыми силовыми качествами, присущими большинству тяжелоупряжных лошадей. Гривы и хвост средней густоты, грудь относительно широкая, средних размеров подвижные ушки на голове среднего размера, ноги стройные.

Размеры жеребцов варьируются от 163 до 168 см в холке. Масти чаще рыжая и бурая. Реже вороная, чалая и гнедая.

Движения у владимировцев относительно грациозны, если их сравнивать с другими представителей «хладнокровных» лошадей.

Современные тяжелоупряжные породы лошадей сохранили в себе все экстерьерные характеристики своих предков. Их и сегодня используют примерно для тех же целей, как и веками раньше — перевоз тяжелых грузов. Не редко тяжеловозов используют и реконструкторы в ролевых играх, когда искусственно воссоздают образ и эпоху средневековых турниров.

Единственно верным соревнованием для испытания хладнокровных лошадей могут быть только силовые (тягловые) задания . Особую популярность в России такие состязания приобрели во времена Советской эпохи. Идея подобных мероприятий была принята и за рубежом.

Главные показатели коня заключаются в его силовых качествах, выносливости и скорости при тяге различных грузов. Со временем на современные соревнования добавили новые этапы конкурса — экстерьер и поведение лошади (покладистый характер) при взаимодействии с человеком.

Узнать о времени и месте проведения таких соревнований можно из конных журналов, сайтов заводчиков, конных клубов и т. д.

Разведение

Не все тяжеловозы прихотливы в уходе. Плюсом у этих гигантов является и коммуникабельность в общении с человеком. Они сносно переносят изменчивые погодные условия, не привередливы в еде. Для разведения этих крупных коней не обязательно строить «королевские конюшни», которые так необходимы утонченным спортивным породам лошадей.

Многие «тяжики» имеют густую гриву, хвост и щетки на ногах, а толстый слой мышечной массы не позволит им легко замерзнуть на холоде. Поэтому для положительного разведения, селекции и улучшения этих животных используют лучших представителей пород, которые отличились высокими результатами на испытаниях и хорошо показали свои силовые навыки.

Необходимость разводить тяжелых коней на сегодняшний день снизилась, так как для полевых работ многие фермеры предпочитают использовать современную технику взамен лошадей. Однако в большинстве регионов России для пахотных работ предпочтение отдают все же «тяжикам».

Тяжеловесов используют на животноводческих фермах и в конюшнях по прямому назначению — для выполнения сельскохозяйственных работ (реже — для выпаса скота или проката).

По стоимости тяжеловозные породы лошадей относительно не дорогие, если сравнивать цены на конном рынке с теплокровными лошадьми и рысаками. Купить породистого тяжеловеса можно у частных лиц или у заводчиков в специализированных конезаводах России.

Например, одним из таких заводов является «Хреновский конный завод» в Воронежской области, который разводит на продажу арабских чистокровных лошадей, орловских рысаков и «русскую тяжеловозную лошадь» (Русский арден).

Если человек решится на покупку тяжеловеса, то необходимо обеспечить коню денник соответствующих размеров (желательно не менее 4х4 кв. м), обустроить леваду или доступ к свободному выпасу.

В заключение стоит добавить, что для неискушенного любителя лошадей, предпочитающего верховую езду с целью досуга, тяжеловоз подойдет как конь «хобби-класса».

Породы лошадей-тяжеловозов: их описание и фото

По сравнению с остальными лошадьми, тяжеловозы не такие резвые, энергичные и быстрые, но преимущество в выносливости и силе у них не отнять. Они были выведены специально для перевозки больших грузов, и отлично справляются с этой задачей уже несколько веков. Далее детально описаны все породы тяжеловозов.

Чем отличаются тяжеловозные породы лошадей?

Тяжеловозные лошади обладают могучим телосложением, внушительной силой и спокойным нравом. Сегодня они не так востребованы в перевозке грузов, как это было сто лет назад, но в некоторых труднодоступных местностях без таких помощников до сих пор никуда. Они пользуются спросом в частных домохозяйствах, в лесозаготовке, на кумысных фермах, а также их разводят в качестве мясных пород. Нередко чистопородных тяжеловозов применяют для повышения качества местного поголовья.

Внешний вид тяжеловозных пород лошадей не столь привлекателен, как у других скакунов. Тело у них массивное, мускулистое, по росту и весу они заметно обогнали другие породы – высота некоторых особей может превышать 2 метра, а вес – 1 тонну.

Лошади-тяжеловозы славятся своим мягким аллюром. Чередовать шаг с галопом и рысью они могут практически незаметно для наездника – ощущения тряски в седле нет. Лошади отлично подходят для начинающих всадников. К тому же, спокойный и уравновешенный характер, доброта и привязанность к наезднику делают лошадь верным другом и помощником для человека на всю жизнь.

Перспективы разведения тяжеловозных пород лошадей широки. Селекционеры стараются сохранить их генофонд и всячески улучшают существующие породы. Выработка оптимально полезных характеристик лошадей по типу устойчивости к различным заболеваниям, простоте содержания, восприимчивости к большому диапазону кормов и тому подобное – стремление современной селекции, которая развивается внушительными темпами.

Для более полного представления о лошадях тяжеловозных пород стоит рассмотреть самые распространенные и известные из них подробнее.

Коренные породы

Эти породы самые старые и являются родоначальниками современных пород многих лошадей. Коней-тяжеловозов применяли еще в древние времена и даже к новому времени они сохранили свои особенности.

Бельгийская (Брабансон)

Тяжеловозная порода лошадей родом из Бельгии носит название Брабансон. Известны эти лошади уже пару десятков веков, что делает их родоначальниками многих пород. Современные особи практически не отличаются от их средневековых потомков, тогда как многие другие подобные породы лошадей разбавлялись путем скрещивания с верховыми жеребцами. Аутентичность брабансона очень ценится, она подчеркивает его пропорциональный и гармоничный экстерьер.

По своим размерам бельгийские тяжеловозы редко превышают высоту в 1,7 метра и 1,2 тонны веса. В породе преобладает гнедая и рыжая масть. Эти лошади быстро развиваются до половозрелого состояния и отлично акклиматизируются в новых условиях. Их неприхотливость к кормам, хорошая работоспособность и спокойный, покладистый характер давно известны многим коневодам.

Шотландская (Клайдсдейл)

Сегодня породу тяжеловозных лошадей Клайдсдейл можно заслуженно назвать одним из национальных сокровищ Шотландии, хотя всего несколько десятков лет назад эти лошади находились под угрозой исчезновения.

Выведены клайдсдейлы были около трех веков назад – их прародителями являются английские и бельгийские породы тяжеловозов, скрещенные с местным поголовьем. В результате кропотливой селекции получилась выносливая, сильная порода, больше похожая на верховую нежели тяжеловозную.

В период развития сельского хозяйства шотландские тяжеловозы были востребованы для работы на фермерских угодьях, но технический прогресс со временем снизил их популярность, что чуть не привело к потере породы. Но с восьмидесятых годов прошлого столетия ведется активная деятельность по восстановлению поголовья клайдсдейлов, и уже сегодня их насчитывается несколько тысяч особей.

По своему виду шотландские тяжеловозы схожи с шайрами, они лишь немного уступают им в весе и размере. У лошадей сильные ноги с массивными копытами, крупные горбоносые головы, длинные уши, короткая шея, на которой располагается хорошо выраженный шейный гребень. По масти они обычно чалые, вороные, рыжие и гнедые, на ногах, животе и голове характерно наличие отметин.

Разводят клайдсдейлов в современных реалиях не только для полевых работ – они также часто появляются на различных конных выставках в Шотландии, Великобритании и США. За счет своего спокойного нрава и хорошей проходимости эта порода отлично подходит для экотуризма, что еще больше повышает ее популярность среди фермеров и заводчиков лошадей.

По поводу времени выведения тяжеловозных лошадей породы першерон, среди иппологов мнения расходятся – некоторые считают, что она насчитывает многовековую историю, другие же придерживаются точки зрения, приписывающую ей лишь полувековой возраст. Но в одном специалисты сходятся – во времена ее выведения задействовались не только массивные тяжеловозные лошади, но и арабские рысаки чистой крови.

В современных першеронах родом из Франции видны восточные корни: форма головы, грация движений, серая масть. Средний вес особи составляет 800 кг, высота в холке доходит до 1,8 м. На шее першеронов, имеющей особой красоты изгиб, располагается ярко выраженный гребень, грудь у породы широкая, спина короткая, на сухих крепких ногах выделяются широкие копыта.

Данная порода тяжеловозов крайне вынослива, гармонично сложена, обладает добрым нравом и спокойным, мягким ходом. Благодаря таким качествам першероны сегодня пользуются большой популярностью среди любителей лошадей. Во Франции распространение породы продвигается на государственном уровне – для использующих першеронов в своих хозяйствах фермеров выделяется финансовая поддержка.

Шайры, также известные как английские тяжеловозы, считаются представителями древнейшей породы, которые использовались людьми еще во времена военных походов римской империи. Также английские тяжеловозы выделяются своим ростом и признаны многими коневодами самыми высокими лошадьми на земном шаре.

В последнее время особой популярностью пользуются лошади породы Шайр-горс, являющиеся потомками английских кобыл, скрещенных с голландскими жеребцами. По своим размерам эти лошади довольно разнообразны и могут подходить для различных целей, от езды шагом до запряга в повозку. Современные шайры были выведены около пары веков назад.

Шайров вполне можно назвать самыми крупными и мощными из всего лошадиного царства. В холке их высота может составлять более 180 см, а вес – превышать 1,1 т. Разведением породы занимаются во многих странах мира. Это вызывает особые сложности, ведь корма на таких лошадей нужно в 3 раза больше, что вынуждает заводчиков искать пастбища увеличенной площади для заготовки сена на зиму.

Битюг представляет собой тяжелоупряжную породу лошадей, выведенную специально для гужевых и сельскохозяйственных нужд. На сегодняшний день порода считается вымершей.

В качестве самостоятельной породы битюги стали известны в 18 веке. Имеется несколько версий их происхождения, наиболее популярной из которых является становление породы по инициативе Петра Первого. Средний рост битюков составлял 1,6 метра, они имели крепкую развитую спину, длинное тело и оброслые ноги, масть в основном была бурая. Породе приписывали спокойный характер, повышенную выносливость и неприхотливость в корме, что делало ее столь популярной в те времена.

Использовались битюги в сельскохозяйственных работах, но чаще всего этих лошадей можно было видеть у извозчиков. В русской литературе тех времен часто встречается описание данной породы, по большей части это случилось из-за того, что они составляли подавляющее большинство лошадей, задействованных в промышленном извозе.

Породы из разных стран

Тяжеловозные лошади применялись во многих странах. Со временем они усовершенствовались и адаптировались к условиям жизни и климата.

Австралийская

Сегодня имеется строгий стандарт для австралийской породы, за соблюдением которого следит Общество Племенной Книги Австралийских тяжеловозов, образованное еще в 1979 году. До этого порода своей чистотой не отличалась. Первые ее представители были получены в начале девятнадцатого века путем скрещивания разводимых в Австралии в то время пород, среди которых преобладали першероны, шайры, клайдсдейлы, суффолки и брабансоны, с завезенными во время колонизации лошадьми.

Австралийская порода отличается головой средних размеров, широким лбом, средней длины шеей, плавной линией спины, широким крупом и грудью, хорошо развитым жировым гребнем у жеребцов.

По всей Австралии эти лошади принимают участие в различных соревнованиях. Их также часто используют во время лесозаготовки для транспортировки бревен в местности, где технике это не под силу. Фермеры применяют данную породу для сельскохозяйственных работ.

Владимирская

Тяжеловозы владимирской породы родом из Гаврилово-Посадского конного завода. Появились эти энергичные, сильные и привлекательные лошади в 1886 году после скрещивания местных неприхотливых и выносливых самок с клайдсдейлами родом из Англии. Также не обошлось в формировании породы и без знаменитых английских шайров. Официальное признание данная порода получила лишь в середине двадцатого века.

Владимирские тяжеловозы имеют крупное телосложение, в холке не превышают 1,7 метра. Наиболее распространённая масть – гнедая, реже встречаются вороная и рыжая.

Из внешних характеристик владимирских тяжеловозов выделяются:

  • мощная длинная шея;
  • крупная голова с выпуклым профилем;
  • в меру опущенный круп;
  • косо поставленная длинная лопатка;
  • обросшие мехом крепкие ноги;
  • густые грива и хвост.

Раньше лошадей данной породы запрягали в плуг, телегу либо упряжку. Сегодня их активно используют в конном туризме и спортивной охоте.

Лошади советской породы были получены путем скрещивания местных упряжных пород, имеющих самые разнообразные корни, с брабансонами. Полученный результат, если сравнивать с его бельгийскими родственниками, имеет несколько мелкие размеры, гармоничное телосложение, очень подвижен. Официальная регистрация советской породы состоялась в 1952 году.

Из характеристик лошади:

  • вес – до 1 т;
  • высота в холке – до 1,7 м;
  • основные масти – рыжая и гнедая.

По особенностям внешнего вида советские тяжеловозы мало чем отличаются от стандартных лошадей подобного типа: средних размеров голова, средняя мускулистая шея, широкие спина и холка, раздвоенный свислый круп, крепкие ноги средней длины. Для кобыл данной породы характерна высокая молочность.

Русский тяжеловоз

Данная порода лошадей выводилась долгое время, а официально зарегистрирована была в 1952 году, как и советский тяжеловоз, но путать их не стоит. Поголовье породы основано на тяжеловозах родом из Бельгии. Лошади получились крупные и отлично подходящие к местным условиям содержания.

К их основным характеристикам относятся:

  • вес – до 700 кг;
  • высота жеребцов в холке – до 1,5 м;
  • масти – рыжая, чалая, гнедая, вороная.

У русских тяжеловозов легкая, сухая голова с широким лбом, широкая холка, длинная широкая спина, мускулистая шея, широкий раздвоенный круп, средней длины немного обросшие ноги. Эту породу относят к небольшим тяжеловозам. Она прекрасно подходит для сельскохозяйственных работ, имеет отличные мясные и молочные свойства.

В последнее время многие фермерские хозяйства занимаются племенным разведением русских тяжеловозов. Среди таких хозяйств многие специализируются на производстве кумыса.

Булонская порода

Булонскую породу тяжеловозных лошадей многие иппологи считают наиболее популярной среди тяжеловозов Франции. Известны эти лошади были еще со времен античности. Зародилась булонская порода на территории северо-запада современной Франции путем скрещивания привезенных из завоеванных государств арабских скакунов с местным поголовьем. В последствии появилась потребность в более выносливых лошадях, для чего скрестили булонскую и мекленбургскую породы. В результате появились особо сильные лошади, и в 17 веке порода получила официальное признание.

Рост булонских лошадей в холке в среднем составляет 1,65 м, весить они могут до 900 кг. Тело у лошади мускулистое, она имеет большую, тонкую и короткую голову с широким лбом, дугообразную шею с короткой гривой, прямую и широкую спину, сильные короткие ноги, округлый круп и высоко посаженный густой хвост. Из мастей наиболее распространены сивая и серая.

Сегодня булонская порода широко используется на фермах. Также ее очень ценят селекционеры за отличный генотип, позволяющий скрещивать этих лошадей с другими породами для улучшения их качества.

Ирландская

Ирландский коб, у которого также имеется множество других названий – известная порода тяжеловозных лошадей. Сегодня представители этой породы популярны по всему миру, хотя не так давно о них мало кто слышал.

Ирландские тяжеловозы имеют небольшой рост – 1,45 м в среднем, и массу тела до 700 кг. По окрасу чаще всего встречается пегая масть, характерным отличием породы является наличие на шерсти белых пятен. Лошадь имеет массивную голову, длинные уши, короткую крепкую шею, прямую спину и мощный круп. Туловище лошади для ее небольших размеров довольно широкое.

По своей сфере применения ирландские кобы универсальны. Данную породу часто называют цыганской упряжной, что много говорит о ее качествах и области использования. Также кобы хорошо подходят для езды в седле, а среди фермеров эти лошади ценятся как помощники в сельхоз работах и за хорошую молочность.

Суффольская порода тяжеловозных лошадей родом из Англии. Названа она была в честь графства, где ее начали разводить. Эти лошади отлично подходят для тяжелых сельхоз работ, связанных с возделыванием глиняных почв, которые в изобилии присутствуют на востоке Британии.

Родоначальниками суффолков считаются местные и норманнские породы, которые в итоге дали им шерсть с отменным каштановым оттенком и массивный тяжелый корпус на коротких ногах. Этих лошадей ценят за их неприхотливость в содержании и малом расходе корма, что подтверждается многочисленными иппологическими исследованиями.

Высота в холке суффолков редко превышает 1,7 метра, а вес взрослого жеребца может достигать тонны. Лошади всегда выделяются яркой красно-каштановой мастью, имеющей множество оттенков. Порода отличается дружелюбным нравом.

Самые сильные тяжеловозы в истории

В истории известно много случаев транспортировки лошадьми огромных грузов, некоторые из них особо запомнились и были задокументированы. Эти лошади являются гордостью для их заводчиков и прямым доказательством огромных возможностей тяжеловозных пород.

Среди них можно вспомнить пару шайров из США, штат Мичиган, которые в 1893 году тянули сани с грузом общим весом чуть более 42 тонн. Также в шестидесятые годы прошлого века отличился советский жеребец Форс, 35 метров протянувший прицеп с грузом, вес которого составил практически 23 тонны. Но наиболее заметное достижение, внесенное в книгу рекордов Гиннеса, принадлежит шайру по кличке Вулкан, что в 1924 году на британской выставке сумел в одиночку сдвинуть 47 тонный груз.

Лошади тяжеловозной породы изначально выводились для использования в хозяйственных работах и перевозки грузов. Создание и совершенствование пород проводилось и проводится до сих пор во многих странах. На сегодняшний день выведено большое число пород, но родоначальниками основной их части являются шайры и клайдсдейлы из Англии, першероны из Франции и брабансоны из Бельгии.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock detector