Владимирский тяжеловоз: фото, описание, отзывы

Порода лошадей Владимирский тяжеловоз

Порода лошадей Владимирский тяжеловоз

СОДЕРЖАНИЕ

По официальной версии формирование породы Владимирский тяжеловоз началось в середине XIX века, тогда же, когда начали формироваться другие две российские тяжеловозные породы. Основными породами лошадей, оказавшими влияние на формирование Владимирской породы тяжеловозов были Шайры и Клайдесдали. Но более глубокие «раскопки» показывают, что былинные кони богатырей были не такой уж легендой и возникли они в той же местности, где позже вывели Владимирских тяжелоупряжных лошадей. Смешав местное тяжелоупряжное маточное поголовье русских лошадей с западными породами.

Во время Великого переселения народов из-за Урала на север Европейского материка пришли племена угров и финнов, приведя с собой обычных азиатских лошадей монгольского типа. Но фенотип животных во многом формирует среда обитания. В живом мире есть закономерность: чем крупнее животное, тем легче ему сберечь тепло. Это не парадокс. У крупного животного процентное соотношение поверхности и объема тела иное, чем у мелкого. Потеря тепла происходит через поверхность тела и у крупного животного она пропорционально меньше, чем у мелкого. По этой причине один и тот же вид животных становится крупнее в холодных регионах.

Очень хороший пример такой приспособляемости – волк. Самые южные подвиды едва дотягивают до 15 кг, самый северный весит под 90 кг. Этот приспособительный механизм не обошел и приведенных угро-финскими племенами лошадей. Кони начали укрупняться.

Увеличению размеров лошадей способствовала и обильная кормовая база. До появления обширных лесных полян – следствия подсечно-огневого земледелия – азиатские лошади кормились в богатых травами влажных поймах рек, зимой переходя на лесной веточный корм.

Хотя о качестве таких жеребят говорить не приходится.

Растительность в поймах рек бедна минеральными веществами, поэтому, хотя лошади и вырастали значительно крупнее своих предков, но недостаток минералов сказывался на крепости их суставов. Спокойная же жизнь без необходимости проходить от 40 км в день в поисках пищи способствовала отбору спокойных и массивных лошадей.

С развитием земледелия оседлые народы получили возможность кормить лошадей зерном. Такой энергетический корм тоже отразился на размерах коней в лучшую сторону. Знать сформировавшихся к тому времени русских княжеств предпочитала отбирать таких коней местного разведения. Жеребята от крупных северных кобыл, хорошо кормленные на боярских конюшнях, вырастали выше примерно на 10 см.

Куликовская битва изменила соотношение сил между Русью и Ордой и показала, что татаро-монголов можно бить. Но для окончательного освобождения от завоевателей требовалась более легкая и быстрая лошадь, способная противостоять степным монголкам. И армию стали пересаживать на вертких и легких Испанских и Персидских (по факту Арабских и Берберийских) лошадей.

Во времена Петра Великого лошадиная тягловая сила потребовалась на уральских разработках братьев Строгановых, и старинных воронежских лошадей погнали туда, выбрав все поголовье без остатка. Но продержались русские ломовые лошади на Урале только 2 века. Оттуда их вытеснил научно-технический прогресс. Лошадей заменили паровозы.

Но тот же НТП и помог сохраниться русским тяжелым лошадям. Тракторов еще не было и пахали на лошадях, а рост городов потребовал увеличения производства сельхозпродукции. Городам требовалась продукция, надо было распахивать и засевать новые площади. Оставшиеся во Владимирском Ополье мелкие слабосильные лошадки были не способны справиться с тяжелыми суглинистыми почвами. И мощные кони потянулись с Урала назад на историческую родину. Для ускоренного восстановления поголовья тяжелоупряжных русских лошадей возвращенных кобыл скрещивали с завозными тяжеловозными породами.

Но на этот раз русской породе не удалось закрепиться на своей родине. Первая мировая война тоже потребовала мощную тягловую силу для перемещения пушек. Во время этой войны поголовье исконных Владимирских лошадей было практически выбито.

Но молодой Стране Советов тоже надо было на ком-то пахать и кормить население. Поэтому перед зоотехниками была поставлена задача восстановить былую породу Владимирской лошади. Жалкие остатки мощных боярских лошадей и битюгов (вторая русская тяжеловозная порода лошадей) собрали на Владимирском Ополье и разделили на две группы. В одной группе кобыл скрещивали с Клайдесдалями и Шайрами, в другой – с Брабансонами.

В 1946 году группа с прилитием крови Шайров и Клайдесдалей была официально зарегистрирована как порода лошадей Владимирский тяжеловоз. С этого момента и начинается современная история Владимирского тяжеловоза.

Современность

Работа с Шайрами и Клайдесдалями, которых смешивали с местными тяжелыми лошадьми велась в колхозах и совхозах Ивановской и Владимирской областей. При Гаврилово-Посаде были созданы госконюшня и государственный племрассадник, племенной материал которых использовался на других племфермах. В 1959 году на базе Гаврилово-Посадского племрассадника был сформирован элитный Гаврилово-Посадский конезавод по разведению Владимирской породы лошадей. Второй такой же конезавод был основан в Юрьев-Польском.

Юрьев-Польский конезавод создавался практически на пустом месте. Сложно считать простые деревянные конюшни, ранее принадлежавшие Ивановскому сельхозинституту, развитой инфраструктурой элитного конезавода. Поголовье лошадей в завод тоже было отобрано в различных хозяйствах Владимирской области.

В 2013 году ликвидировали Гаврилово-Посадский конезавод, переведя племенное ядро Владимирской породы в другое хозяйство. Юрьев-Польский завод продолжает функционировать, но сменил статус и имя. Сегодня это ПКЗ «Монастырское подворье». Существует еще несколько конеферм, где сегодня продолжают разводить Владимирского тяжеловоза.

Во время существования Советского Союза Владимирские тяжеловозы служили хорошими улучшателями для местного совхозного и колхозного поголовья рабочих лошадей.

Наибольшее влияние на современную Владимирскую породу тяжеловозов оказали Клайдесдали. Шайры использовались на начальном этапе и в основном по материнской линии. Влияние Клайдесдалей сегодня заметно в более длинных ногах Владимирского тяжеловоза по сравнению с другими тяжелоупряжными породами. Достаточно сравнить фото современного Владимирского тяжеловоза с фото современного же Клайдесдаля.

Лошадь породы Клайдесдаль.

Но на старых фото лошадей породы Владимирский тяжеловоз иногда еще «проглядывает» более коротконогий и массивный Шайр.

Эти породы тяжелоупряжных лошадей настолько близки друг другу, что раньше некоторые английские заводчики считали их одной породой и, не стесняясь, скрещивали Шайров с Клайдесдалями между собой. Сегодня различия между этими породами более явные.

От Клайдесдалей Владимирские тяжеловозы унаследовали гнедую масть и некоторые недостатки:

  • неглубокую грудную клетку;
  • мягкую спину;
  • плоские ребра.

За густую оброслость ног, скорее всего, «отвечают» обе английские породы тяжеловозов.

Кроме гнедой, у Владимирской породы тяжеловозов встречаются вороная и рыжая масти. Вороная масть с большой долей вероятности – наследие Шайров. А рыжий рецессивный окрас присутствует во всех лошадиных породах мира.

Эти отметины лошади породы Владимирский тяжеловоз унаследовали от Клайдесдалей.

Достоинства Владимирская порода получила от местного поголовья тяжелоупряжных лошадей. Владимирские тяжеловозы отличаются высокой работоспособностью и хорошей приспособленностью к северным климатическим условиям.

Рост Владимирских жеребцов в среднем 165 в холке, хотя встречаются и значительно более высокие кони. Косая длина туловища 173 см, обхват груди 207 см. Обхват пясти 24,5 см. Вес 758 кг.

У Владимирских кобыл рост 163 см, косая длина – 170 см, обхват груди – 198 см, обхват пясти – 23,5 см. Вес 685 кг.

Голова длинная, с немного выпуклым профилем, больших размеров. Шея хорошо обмускулена, длинная, с высоким выходом. Высокая холка. Грудь широкая, но может быть недостаточно глубокой. Лопатка с хорошим наклоном. Длинное, чуть прямоватое плечо. Спина широкая, иногда может быть немного мягкой. Поясница короткая. Круп длинный, немного свислый. Может быть также с нормальным наклоном. В рабочей кондиции круп должен быть раздвоен. Достигается это не излишним кормлением, а накачиванием мышц в процессе работы. Ноги длинные, сухие. Из-за густых щеток может наблюдаться склонность к мокрецам (грибковое заболевание под путовым суставом).

Лошади энергичные, но с устойчивой нервной системой. Движения свободные, размашистые.

Применение

Благодаря своей универсальности Владимирский тяжеловоз годится практически во все сферы деятельности для любителя. А спокойный характер позволяет одного и того же коня использовать и под седлом, и в упряжке. Они даже способны изобразить настоящих рыцарских коней на реконструкторских играх. На фото лошадь породы Владимирский тяжеловоз прыгает невысокое препятствие.

Предварительно проборонив грунт.

И он же изображает средневекового боевого коня.

А на видео результат самостоятельной заездки владельцем трехлетнего Владимирского тяжеловоза в сани. На видео хорошо видно, насколько покладисты эти гиганты.

Заключение

В России, пожалуй, это сегодня единственная порода тяжелоупряжных лошадей, которая не стоит на грани исчезновения. Особенной популярностью пользуются Владимирцы в северных регионах страны, где люди издавна любят мощных тягловых коней. Владимирцев охотно покупают также и любители конных прогулок по полям. Благодаря спокойному характеру и крепкой нервной системе Владимирский тяжеловоз является надежной лошадью для поездок в леса и поля.

Владимирская тяжелоупряжная порода лошадей

Тяжелоупряжные породы, в народе называемые «тяжеловозами», являются одной из массивнейших пород лошадей. Предназначение данного вида исходит из его названия; в основном тяжеловозы используются для перевозки тяжелого груза. Хотя изначально лошадь создавалась для улучшения других пород, ее возможности преподнесли еще один, совершенно другой род деятельности, в котором ей практически нет равных. Именно тяжеловоз стал главной опорой для рабочих в сельском хозяйстве. Благодаря этой лошади 20 век был достаточно продуктивен в аграрной сфере.

Практическое значение данных лошадей тяжело переоценить, ибо до развития механизации они достаточно широко использовались в любых сферах деятельности, где была нужна транспортировка тяжестей. К сожалению, индустриализация все же взяла свое и вытеснила тяжеловозов на второй план. Тем не менее, во многих регионах они используются так же, как и раньше.

1. Внешний вид

Владимирский тяжеловоз является очень крупной лошадью, которая имеет свои особенности внешнего вида. Говоря о весе этого красавца, то он может колебаться от 900 до 1200 кг. Лошадь большая, высокорослая (от 165 до 175 см).

В обхвате грудная клетка – до 200 см, пясть – около 30 см. Массивная голова подчеркивается выразительным, выпуклым профилем, длинной шеей, средней и большой полноты.

Корпус у лошади довольно широк, косые лопатки, длинные конечности развиты прекрасно. Владимирский тяжеловоз имеет отменную мускулатуру, которая выразительно и особенно выделяется в части спины и крупа.

В нижней части ног обычно присутствуют белые широкие «чулочки». Масть Владимирского тяжеловоза преимущественно гнедая и рыжая, хотя встречаются также бурые и вороные тяжеловозы.

2. Достоинства

Владимирский тяжеловоз считается одной из ценнейших и престижнейших для разведения тяжелоупряжных пород. Лишь по одному внешнему виду можно представить, какой колоссальный объем работы он способен выполнить. Главное достоинство данной лошади – сила. Очень крепкая конституция позволяет легко и непринужденно выполнять работу, которая человеку не под силу.

Прекрасно сочетая в себе все универсальные характеристики, которые свойственны другим отличным породам – красоту, силу, трудолюбие, энергичность – Владимирский тяжеловоз представляет определенный синтез лучших качеств лучших пород.

Помимо отличных физических способностей, лошадь отменно демонстрирует непривычную для таких больших размеров утонченность и грацию. Именно красота хода в совокупности с физическими способностями делают Владимирского тяжеловоза универсальной породой.

3. Недостатки

В целом, у такой мощной лошади должны быть хотя бы какие-то изъяны, и они есть, хотя и не у всех. Одним из главных недостатков есть неглубокий корпус, который дополняется мягкой спиной и плоскими ребрами. Тем не менее, это не искореняет тот факт, что данный вид лошади является одним из лучших в мире по физическому состоянию.

Из-за своих огромных габаритов, казалось бы, лошадь должна иметь среднюю подвижность и скорость. Но, это миф, ибо Владимирский тяжеловоз способен за 5 минут преодолеть 2 км дистанции с добавленным весом в полторы тонны. Возможно, максимальная скорость не будет достигать таких высот, как у английских чистокровных или ахалтекинской породы лошадей, но в сумме с выносливостью и работоспособностью сама лошадь будет более ценна и полезна.

4. Характер

Несмотря на размеры лошади, угрожающий внешний вид, характер является полной противоположностью. Зачастую, как мерины, так и кобылы, имеют одинаково спокойный характер. Данный тип лошади отлично привыкает к хозяину и поддается упряжки без всяких проблем.

Проблемы могут появиться лишь в том случае, если хозяин будет плохо относиться к лошади. К местности, в которой проживают, Владимирские тяжеловозы приспосабливаются легко, к работе привыкают быстро.

Поскольку «Владимирцы» очень энергичны, молодые представители могут поначалу не слушаться хозяина, отпираться. Но немного хорошего и ласкового обращения переведут отношения на высший уровень, после которого лучшего и верного помощника, чем этот тяжеловоз, просто не существует.

5. Особенности

Владимирский тяжеловоз будет без какого-либо сопротивления работать в любую пору года. Погодные условия не играют никакой роли в отношении работы лошади, которая подчинится и в снежный день, и в жару.

Данный тип лошади предназначен и для скрещивания, и для вывода новых пород. Так, в следствии смешения крови, «Владимирцы» дали начало многим новым породам тяжеловозов.

Говоря о существующих породах, то Владимирский тяжеловоз, усовершенствовав самого себя, дал толчок развития таких физических качеств других лошадей: мышечная масса, габариты и размеры в целом, силу и большой запас энергии, выносливость и трудолюбие. Теоретически, используя селекцию, можно вывести идеальную лошадь как по красоте, так и по физическим возможностям, с которой не смогут даже сравниться чистокровные верхние породы.

В современном мире «Владимирцев» стали использовать в качестве товарища и помощника по охоте. Поскольку они спокойны, уравновешены и практически не пугливы, их физические способности могут раскрываться в самых лучших ипостасях для охотника.

6. Особенности ухода

Любая лошадь, какой бы породы она не была, каким бы названием не именовалась, любит быть ухоженной. Помимо обычного сена и травы, которую используют как основу в рационе пропитания, для данного вида лошади очень важны зерновые и витамины.

Зерновыми, конечно, не следует перекармливать лошадь, ибо это может привести к тягостным заболеваниям желудка. Тем не менее, обычной порции зерновых будет мало и недостаточно, ибо «Владимирцы» проделывают огромный труд практически каждый день (если это сельское хозяйство). Таким образом, в соотношении с другими типами лошадей, они требуют в 1,5 раза больше зерновых.

Витаминов это касается не менее. Если не поддерживать постоянный сильный иммунитет лошади, если не давать ей каждый день витамины, в следствии проделанной работы и недостатка нужных полезных элементов она может серьезно заболеть. И опять-таки, из-за своих габаритов она нуждается в большем количестве витаминов, нежели другая лошадь. Также, причиной недуга может быть малое количество чистого воздуха. Это обязательное условие для успешной работы Владимирского тяжеловоза. В случае нехватки воздуха, редких прогулок, он будет слабнуть на глазах.

Хотя эта порода и приспособлена к любым погодным условиям, зимой её мыть нельзя. Как и с остальными видами лошадей в такой ситуации их чистят, хотя, тяжеловоза будет почистить труднее, чем обычную лошадь. А вот летом, поливайте лошадь каждый день, естественно, после работы, и, естественно, теплой водой в разумных пределах.

Эта лошадь отличный универсальный солдат, который имеет прекрасные физические параметры, которые подкрепляются отличным характером и внешним видом.

Порода лошадей — Владимирский тяжеловоз

Как это ни парадоксально, Россия, с быстро развивающейся в позапрошлом веке экономикой, не имела собственной породы лошадей с хорошей грузоподъемностью. Закупка тяжеловозов за границей была связана с высокими затратами. Кроме того, далеко не всегда животные приспосабливались к климату и кормам. Именно иностранные породы составили основу российских тяжелоупряжных лошадок. Одна из таких пород – владимирский тяжеловоз.

Немного истории

Начало новой породе было положено в 1886 г. На Гаврилово-Посадской государственной конюшне содержались клейдесдали – английские тяжеловозные лошади. Жеребцов-«англичан» использовали для спаривания с местными кобылами, более мелкокостными, но непривередливыми к кормам и выносливыми. В полученном потомстве жеребята отбирались по таким характеристикам, как: богатырская стать, красивый экстерьер, грузоподъемность — с одной стороны, и неприхотливость к кормам и климатическим условиям — с другой.

К началу XX столетия местные лошади в ближайших хозяйствах были практически вытеснены улучшенными помесями. В формировании владимирского тяжеловоза участвовала (правда, не так активно) и шайрская английская тяжеловозная лошадь.

Недостатком селекционной работы была ее хаотичность. К началу 30-х годов XX века была проведена типизация полученных от скрещивания помесей по 98 конным заводам. Впоследствии вся селекционная работа была сосредоточена в Гаврилово-Посадском государственном племенном рассаднике. Однако порода была окончательно утверждена только в 1946 году. К этому времени относится создание Владимирского племенного рассадника, где выращивали породистый молодняк для широкого распространения.

Общая информация

Для лошадей характерны массивное телосложение и солидные габариты.

Основные характеристики породы:

  • рост в холке: 162,7 см – для кобыл, 165 см – для жеребцов;
  • обхват груди: 169,8 см – для кобыл, 173 см – для жеребцов;
  • масса: 685 кг – для кобыл, 758 кг – для жеребцов.

У «владимирцев» крупная голова с характерным профилем, крепкой удлиненной шеей. У животных вытянутая спина, широкая в пояснице, умеренно спущенный круп. Ноги крепкие, прямо поставленные. Часто у лошадей этой породы оброслые ноги (наследие английских сородичей). Характерным признаком являются густые грива и хвост.

Часто встречающаяся масть – гнедая с отметинами белого цвета в области головы. Кони рыжей, бурой и вороной масти встречаются гораздо реже. Нижняя часть ног тоже белая, как носочки. Светлых пятен на животе, характерных для английских тяжеловозных пород (клейдесдали, шайры) у этих лошадок нет.

Для «владимирцев», при всей их тяжеловесности, характерна энергичность, которая сочетается с добродушным и покладистым характером. Шаг свободный и размашистый. Лошадь красиво идет рысью и галопом, проявляя неожиданную для таких габаритов грациозность.

Порода скороспелая: уже трехлетние кобылицы и жеребцы готовы к спариванию. К трехлетнему возрасту тяжеловозы полностью пригодны и к использованию на сельскохозяйственных работах: в поле или в качестве гужевого транспорта. При полноценном рационе можно получать жеребят от кобылиц до 18–20-летнего возраста. Как правило, кобыла приносит одного жеребенка. Для породы характерно высокое потребление молока молодняком, поэтому кобылы отличаются высокой молочностью.

Область использования

Применение владимирской тяжеловозной породы лошадей в полевых работах или как упряжных лошадей сократилось в разы, но эти животные широко используются для конных прогулок и охоты. Такая лошадь слушается даже человека, который впервые узнал, что такое седло.

Как охотничья лошадь, тяжеловоз идеален. Животное беспрекословно подчиняется командам и совершенно не пугливо, прекрасно находит контакт с детьми. Красиво смотрятся скакуны, запряженные «тройкой», что позволяет использовать их при проведении праздников.

Любима эта порода и коннозаводчиками. При скрещивании с другими породами «владимирцы» передают потомству силу и выносливость. Например, при скрещивании тяжеловозов с рысистыми лошадками получили мощную породу, используемую сегодня в спортивных состязаниях.

Преимущества породы

  1. Благодаря крепкому сложению лошади могут использоваться на тяжелых работах, которые непосильны для человека.
  2. Сочетание впечатляющих качеств: силы, красивого экстерьера, работоспособности и добродушного характера. Это симбиоз характеристик, присущих по-настоящему породистым лошадям. Иногда лошадь может стать непослушной, если хозяин плохо относится к ней.
  3. Несмотря на массивность, лошадь отличается природной грацией.
  4. Универсальность (возможность применения на тяжелых работах, транспорте, в туристическом бизнесе, в спорте).

Недостатки

Минус этих лошадок, который, однако, не мешает им быть одними из лучших среди тяжеловозных пород, – неглубокий корпус и несколько мягкая спина. В то же время по физическому состоянию «владимирцы» – одни из лучших тяжеловозных пород. Наблюдается склонность к развитию мокреца из-за оброслости ног. Недостатков у породы меньше, чем преимуществ.

Особенности ухода и питания

При всей неприхотливости лошадь нуждается в регулярном отдыхе, чистке и обильном питании. Необходимо следить, чтобы в рационе присутствовали витаминные добавки. Основу питания составляют трава, сено, зерновые культуры. По сравнению с другими породами владимирский тяжеловоз потребляет в 1,5 раза больше зернового корма.

Необходимо следить и за тем, чтобы животное как можно больше пребывало на свежем воздухе. После работы лошадка нуждается в теплом душе. Зимой животное мыть не следует, нужно только чистить. Частота ветеринарных осмотров – не реже пяти раз в год.

Интересные сведения о владимирском тяжеловозе

  1. Лошадь способна пробежать двухкилометровое расстояние с грузом в 1500 кг.
  2. Животное с 4,5-тонным грузом покрывает расстояние в 2 км шагом в течение 15 минут.
  3. Кони-тяжеловозы были использованы для перехода «Владивосток — Москва».
  4. Владимирского тяжеловоза используют для селекционной работы для улучшения продуктивности животных.
  5. Лошадь пробегает дистанцию в 1,5 км за 3 минуты, что неплохо даже для рысака.
  6. Животные – абсолютные рекордсмены по срочной доставке грузов. Равных им в этом отношении нет.

Владимирцы — сегодня

К большому сожалению, участь многих российских пород не миновала и этих добродушных гигантов. С 90-х годов XX века их поголовье существенно уменьшилось, однако селекционная работа с «владимирцами» продолжается.

ПКЗ «Монастырское подворье» и «Гаврилово-Посадский» — места, где можно купить породистого коня или помесь. Главной задачей селекционеры считают улучшение экстерьера тяжеловозов путем близкородственного скрещивания лучших лошадей. Но поскольку маток и производителей осталось немного (113 и 20 соответственно), речи о радикальном восстановлении породы нет. Стоимость лошади зависит от ее возраста, наличия документов, подтверждающих чистопородность, и состояния здоровья.

Лошадь породы Владимирский тяжеловоз

Одна из самых красивых и мощных пород лошадей – Владимирский тяжеловоз. Названа порода по области, где её вывели. Мощь этой породы прослеживается во всём облике коня. Сегодня использование его по основному назначению – как тягловой силы, уже на исходе, но в некоторых фермерских хозяйствах ещё можно наблюдать тяжеловеса в работе. При всей своей мощи этот конь имеет весьма покладистый характер, очень красив и энергичен.

Это удивительно, но в дореволюционной России тяжеловесных пород лошадей не было, хотя спрос на них был, и он покрывался за счёт приобретения иностранных пород, несмотря на их высокую стоимость и неприспособленность к отечественным кормам низкого качества. И ведь именно эти иностранцы – шотландские Клейдесдаль, бельгийские арденские лошади и английские Шайры стали прародителями российских тяжеловесов. Один из них – Владимирский тяжеловоз, и в наши дни сохранить его как вид стремятся энтузиасты коневодства.

Описание породы

Вывели эту породу российские коневоды путём скрещивания российских крупных лошадей с иностранными породами Шайр и Клейдесдаль, причём материнскими были российские лошади. Выполняли работы по скрещиванию специалисты Гаврилово-Посадской государственной и Муромской заводской конюшен. Чтобы вывести племенную породу отечественных тяжеловозов, Советский Союз в двадцатых годах приобрёл в Англии тяжеловесные породы.

Зарегистрирована на официальном уровне порода Владимирский тяжеловоз только в 1946 году. По регистрации считается, что родоначальники Владимирских тяжеловозов – это английские (шотландские) тяжеловозы породы Клейдесдаль. В послевоенные годы, когда была разруха, и техники катастрофически не хватало, основная нагрузка по восстановлению всего народного хозяйства, не только сельского, легла на долю этой породы коней.

Галерея: Владимирский тяжеловоз (25 фото)

Внешний вид Владимирского тяжеловоза

Это крупный конь красивого телосложения, отличающийся рельефными мышцами и ярким окрасом различных оттенков. Обычный его вес – одна тонна, но может достигать и 1200 кг, вес кобылы на двести килограмм меньше. Рост в холке, как правило, 170 см и может достигать 175 см. Голова объёмная с выразительным профилем, шея тоже объёмная и длинная. Корпус тела не слишком широкий, ноги длинные и сильные, мускулатура ярко выражена, особенно на спине. Ноги в нижней их части имеют удлинённую волосистость и зачастую покрыты белым волосом, копыта крупные и крепкие. Масть в основном гнедая, но бывает и рыжей, бурой и, даже вороной. На лбу часто можно видеть белые отметины. Грива и хвост отличаются своей густотой и длиной волоса.

Половая зрелость у лошадей наступает в трёхлетнем возрасте, тогда их и начинают случать, и в это же время их включают в работу. Плодовитость у них хорошая, за одну беременность кобыла приносит обычно только одного жеребёнка. И это обусловливает высокую молочность – отвечает генетическим потребностям в значительном объёме молока для жеребёнка крупного размера.

Характер и ходовые качества

Отличительной чертой характера этой породы лошадей является уравновешенность и спокойное поведение, это касается обоих полов. Но из всякого правила есть исключения, так и здесь, встречаются отдельные особи, способные иногда и взбрыкнуть. Кони хорошо помнят хозяина и не сопротивляются упряжке, хорошо адаптируются к местным особенностям, трудолюбивы, обладают хорошей выносливостью и неприхотливы к обстановке содержания. Вполне могут жить вне условий конного завода, в табуне.

Владимирский тяжеловоз — особенности породы

Официальное признание породы и ее документальная регистрация были совершены в 1946 году. Но необходимость в крупных и выносливых лошадях существовала еще со средневековья, так как воины того времени ездили в тяжелых железных доспехах.

В России нехватка таких лошадей проявилась особенно остро в середине 19 века, когда обычные породы не справлялись с обработкой обширных территорий для сельского хозяйства. Гаврило-Посадский племенной рассадник взялся за выведение новой, приспособленной к нашим специфичным погодным условиям тяжеловозной породы. Из Англии были закуплены клейдесдали, суффольки и шайры, которых скрещивали с местными породами крестьянских лошадей. Владимирский тяжеловоз – порода лошадей, ставшая итоговым результатом проделанной работы.

Внешнее описание

С первого взгляда на владимирского тяжеловоза, можно выделить его гармоничное телосложение, крупный рост, развитую мускулатуру и крепкую конституцию. Массивная голова с выпуклым профилем продолжается мускулистой и длинной шеей. Широкое туловище поддерживают длинные конечности, имеющие хорошо развитые суставы, с прочными и крупными копытами.

Лошади имеют преимущественно насыщенно-гнедой и ярко-рыжий окрас. Встречаются особи с бурым, серым, караковым или вороным цветом шерсти. Ближе к копытам окрас переходит в белый. Черная грива и хвост густые и пышные. Количество белых отметин по всему корпусу и оброслость ног – фризы, индивидуально для каждой лошади. Масса тела достигает 690 килограмм у самок и 760 у самцов. Средняя высота породы в холке колеблется от 155 до 165 сантиметров. Длина туловища может достигать до 173 сантиметров, при охвате груди до 207.

Достоинства породы

  • Природная красота в сочетании с поразительным трудолюбием и похвальной энергичностью
  • Несмотря на принадлежность к крупным породам, лошади отличаются несомненной утонченностью и грациозностью
  • Порода достаточно универсальна за счет гармоничного синтеза спокойного поведения и высоких физических характеристик.
  • Стойкая восприимчивость к любым внешним факторам и негативным раздражителям при выполнении работы.
  • Свободные передвижения при беге и впечатляющая скорость. Несмотря на свои габариты, владимирские тяжеловозы неоднократно устанавливали рекорды мирового масштаба, при срочной доставке грузов с большим весом.

Недостатки породы

  • Отличием породы является неглубокий корпус, за счет которого у лошади немного мягкая спина.
  • Даже Владимирский тяжеловоз немного уступает другим крупным породам за счет плоских ребер, которые не могут обеспечить достаточную работу легких.

Описание характера

Несмотря на внушительные габариты лошади, владимирского тяжеловоза отличает добродушный и спокойный нрав. Конь достаточно быстро привыкает к хозяину и упряжи, становясь полноценным помощником в любой, выбранной хозяином, деятельности. При выполнении команд могут возникнуть проблемы с молодыми особями. Им необходимо выделить время, терпение и заботу, которые вскоре полностью окупятся.

Проявляя завидную неприхотливость, эта порода свободно адаптируется к различным погодным условиям и любой среде обитания, живя в пределах города или сельской местности. На контакт с детьми лошадь идет хорошо, подчиняясь поводу. В характере владимирского тяжеловоза мирно сосуществуют активность и уравновешенность, делая ее универсальной породой, подходящей не только для перевозки тяжелых грузов, но и для верховой езды.

Практическое назначение

В военные годы этих лошадей использовали в армии, но основное предназначение этой породы – работа в сельскохозяйственной среде, включающая вспашку земель и перевоз грузов. Также этих могучих и колоритных коней можно увидеть запряженными в русские тройки для многочисленных празднеств. Благодаря своему характеру, владимирского тяжеловоза смело выбирают для поездок на охоту. Не обошлись без внимания конный туризм и детские конные прогулки. Порода остается в приоритете при селекционировании, ввиду своих выдающихся физических данных. Занимает почетные места на конных выставках.

Описание содержания

Правильное питание, добросовестная чистка и регулярный отдых являются ключом к основному уходу за этой прекрасной и выносливой породой. Сено или свежая трава составляют костяк кормления, дополненный зерновыми культурами (овес, кукуруза, ячмень), отрубями, корнеплодами (морковь, свекла), включая поощрительные лакомства в виде сухарей, яблок или капусты. Для хорошей работы и здоровья лошадям нужно много воды, среднее количество – 60 литров. Это можно обеспечить, установив автоматические поилки или наливая воду лошадям каждый день в определенное время.

Витаминные добавки, обеспечивающие необходимое количество полезных веществ в организме и хороший иммунитет, подбирают в зависимости от уровня физической нагрузки, пола и возраста. Для лошадей, участвующих в скачках, индивидуальный рацион подбирается в зависимости от тренировок. Посещать ветеринара, для медицинского осмотра, необходимо не реже четырех-пяти раз в год. Для поддержания владимирского тяжеловоза в хорошей физической форме, нужно достаточно много времени проводить с ним на открытом воздухе. В весеннее и летнее время, лошади необходим обильный теплый душ по окончанию рабочего дня. С наступлением зимних холодов он противопоказан, достаточно проводить ежедневную тщательную чистку.

Интересные факты

  • Предками тяжеловозов были рыцарские лошади, поныне украшающие различные полотна времен средневековья.
  • Как упоминалось ранее, при выведении владимирского тяжеловоза, порода лошадей –шайра, также была привезена к нам из туманной Англии, в которой в 1846 году родилась самая большая лошадь в мировой истории. Из-за огромных веса и роста жеребца назвали Мамонтом. Вес составлял 1,5 тонны, а высота холки была свыше 2 метров.
  • Несмотря на свой большой вес и внушительное телосложение, тяжеловозы способны перепрыгивать через невысокие препятствия и барьеры.
  • Стойкая нервная система – характерное генетическое отличие тяжеловесных пород, позволяющая им спокойно работать, не обращая внимания на шум, грохот и крики других животных.
  • Зная невероятную выносливость данной породы, на лошадях был совершен от Владивостока до столицы нашей родины – Москвы.
  • Владимирский тяжеловоз способен за 5 минут проделать путь в 2 километра с грузом 1.5 тонны.

При покупке лошади этой породы учитывается довольно много факторов. В их список входит возраст и пол животного, регион их разведения и происхождения, показатели физической активности и здоровья. Обязательны к проверке документы по родословной и списку поставленных вакцин. В отличие от других пород, кобыл владимирского тяжеловоза продают значительно дешевле, чем самцов. Средняя цена на годовалого жеребца из России – 250 тысяч рублей. Перед покупкой нужно удостовериться в приемлемых условиях содержания лошади.

Размножение

Владимирские тяжеловозы достаточно рано взрослеют, поэтому случать кобыл и жеребцов начинают с трех лет. При разведении используют чистокровных особей, иногда допускается инбридинг. Самцы отличаются хорошей плодовитостью. Беременная лошадь приносит, в среднем, в год одного жеребенка. Правильно подобранная пара лошадей и должный уход за кобылой обеспечивают высокий процент появления потомства. Вследствие генетики, у кобыл всегда хорошая молочность, так как жеребенку крупных пород требуется большое количество молока.

Владимирский тяжеловоз: характеристика лошадей, содержание и уход

Специально для перевозки тяжёлых грузов люди выводили тяжелоупряжных пород лошадей, которых в народе называют тяжеловозами.

Сегодня мы рассмотрим подробную информацию об одной из таких пород — Владимирском тяжеловозе, а именно, общую характеристику лошади, сферу её использования и особенности содержания в домашних условиях.

История породы

Владимирскую породу выводили на основе Клейдесдалей, для этого были завезены лучшие представители чистокровных французских и английских пород. Первые результаты в выведении Владимирского тяжеловоза были получены в 1886 году, когда произошло открытие Гаврилово-Посадской конюшни. Чистокровной породу признали в 1946 году.

Общая характеристика

В результате огромной селекционной работы получается создавать совершенно уникальных лошадей, которые отличаются не только внешними характеристиками и продуктивными показателями, но и характером, который также играет важную роль для заводчиков при выборе породы для домашнего содержания. Поэтому рассмотрим подробнее информацию о Владимирских тяжеловозах.

Внешний вид

Главной особенностью рассматриваемой породы являются большие размеры особей. Их средний вес — 900 кг, но чаще всего — 1–1,2 тонны. Высота в холке составляет 170 см, длина тела — 175 см, ширина груди — не менее 2 м. Лошадь имеет достаточно длинную пясть (около 30 см), по сравнению с другими тяжеловозными породами. У животного массивная и выпуклая черепная коробка, шея длинная. Туловище широкое и мускулистое, лопатки косые, ноги очень развитые и длинные. Масть преобладает гнедая и рыжая, но также можно встретить бурых и вороных тяжеловозов. На нижней части ног расположены широкие белые «чулочки», светлые отметины также просматриваются на голове животного. Представители этой породы имеют достаточно густую, но короткую шерсть, грива и хвост также длинные и густые.

Особи Владимирского тяжеловоза являются очень энергичными, добродушным и дружелюбными. Они прекрасно себя чувствуют как в городской суете, так и в тихой деревне. Их не пугает любопытство со стороны людей, лошадь ведёт себя уравновешенно и спокойно. Данные животные хорошо контактируют с детьми, признают и подчиняются поводу, поэтому их часто используют для верховых поездок в туризме.

Наладить контакт с животными не составит особых усилий, поэтому их быстро можно приучить к тяжёлой работе. Также тяжеловозы очень выносливые, сильные и привыкли к выполнению непростых задач.

Достоинства и недостатки

Среди достоинств тяжеловоза выделяют:

  • универсальность: кроме выполнения тяжёлой работы, животное может использоваться для верховой езды, так как обладает энергичностью, изысканностью и грациозностью;
  • максимальную выносливость и силу;
  • спокойный и покладистый характер;
  • длительность эффективного использования в работе — не менее 20 лет;
  • высокий процент выхода жеребят от кобыл;
  • высокую работоспособность при любых погодных условиях.

К недостаткам породы относят:

  • наличие мягкой спины, неглубокого корпуса и плоских рёбер;
  • средние показатели подвижности, в связи с особенностями строения тела.

Сфера деятельности

Несмотря на то, что порода является тяжеловозной, сфера использования этих лошадей достаточно широкая. Зачастую их применяют для транспортирования грузов и сельскохозяйственных работ. Также набирают популярность соревнования владимирских троек, которые часто проводят в праздники на ипподромах или частных конюшнях.

Возрастает спрос на данную породу у фирм, которые организовывают конные прогулки. Используют породу и в селекционных целях, так как Владимирский тяжеловоз собрал все лучшие качества, необходимые для выведения особей с хорошими характеристиками. Представителей данной породы также покупают для верховой езды, особенную заинтересованность проявляют охотники.

Правила содержания

В содержании Владимирского тяжеловоза в домашних условиях существуют определённые особенности, которые необходимо рассмотреть подробнее.

Помещения, в которых будут содержаться животные, могут быть отдельными, их называют денником, либо совмещенными — стойло. Что касается денника, то за ним очень просто ухаживать, он максимально просторный и удобны для животных.

Дешевле всего содержать животных в стойле — общем помещении, которое имеет отдельные ограждённые места для каждой особи. В стойле лошади находятся рядом друг с другом, поэтому недостатка в общении между собой они не испытывают. Минусом стойла являются сложности в уборке помещения и проблемном содержании животных в зимний период. Зимой проветривать помещение длительное время нельзя, в связи с погодными условиями и низкими температурами, поэтому застоявшийся воздух часто провоцирует развитие заболеваний у лошадей. В стойле, если заболеет хоть одна особь, скорее всего инфекция распространится на всё помещение и другие животные тоже заболеют. Чтобы избежать подобной ситуации, зимой лошадей содержат в денниках, таким образом, болеющие особи будут изолированы от здоровых и они не смогут заразиться.

Чтобы лошади чувствовали себя комфортно, высота помещения, в котором они будут содержаться, должна быть не менее 3 м, рекомендуется обеспечить большую высоту потолков, если есть такая возможность, таким образом воздух будет лучше вентилироваться. При постройке денников на 1 тяжеловоза необходимо выделять комнату в 5 м. кв. Днём в конюшню должно попадать максимальное количество солнечного света, поэтому рекомендуется устанавливать побольше окон.

Обязательно нужно обеспечить хорошую вентиляцию в конюшне, без сквозняков, для этого под крышей здания устанавливаются небольшие окна для проветривания.

Что касается пола конюшни, то его можно сделать из дерева или бетона. Более долговечным является бетон, в котором легко оборудуют сточные канавы для отвода лишней жидкости. Оптимальной температурой в конюшне в зимнее время является +8. +11 °С. Температура выше данных показателей нежелательна, так как резкий перепад температур на улице и в помещении отрицательно сказывается на здоровье и самочувствии животных. Холод лошади переносят достаточно хорошо, но всё же ниже +3 °С в конюшне быть не должно.

В летнее время температуру воздуха регулировать особо не получится, поэтому рекомендуется проводить регулярное проветривание и частые уборки навоза, во избежание развития инфекционных заболеваний. Если конюшня расположена на солнечной стороне, рекомендуют прикрывать окна светлой тканью, чтобы животным не было сильно жарко, так как перегрев очень опасен для здоровья лошадей.

Для настила на пол в конюшне хорошо подходят опилки и солома. На бетонный пол рекомендуется насыпать много опилок, до 5 см в толщину, поверх опилки присыпают соломой, таким образом, влага, которая попадает на пол, будет задерживаться в верхних слоях настила, что гораздо упростит процесс уборки. Кормушки в денниках должны быть изготовлены из металла или дерева, которое оббито жестью. Ёмкости могут быть угловыми или выступающими в коридор. Кормушки обязательно должны иметь закруглённые наружные углы, чтобы их было легко чистить и дезинфицировать. Поилки должны быть металлическими и устанавливаться на высоте 1 м от пола.

Чтобы лошадь была здоровой, необходимо регулярно за ней ухаживать. Прежде всего, позаботьтесь о чистоте шерсти, гривы и хвоста. Их вычесывают по росту волос специальной пластиковой расчёской для лошадей. Гриву и хвост можно обрабатывать специальными спреями, чтобы они меньше путались в процессе расчёсывания.

В процессе ухода за шерстью рекомендуется соблюдать меры предосторожности, а именно:

  • не размещаться вблизи ног коня;
  • выполнять все движения плавно;
  • не становиться сзади.

Мыть лошадь рекомендуют по мере загрязнения, ориентировочно — один раз в неделю. Для мытья используют воду комнатной температуры, чтобы животному не доставляла дискомфорт данная процедура. Мыть ноги рекомендуют каждый день, после осуществления лошадью работ по хозяйству, — это позволит защитить самые подвижные части тела от отёков и воспалений, а также смыть всю грязь.

Обязательным элементом ухода за лошадью является чистка копыт. Процедуру можно делать самостоятельно или периодически обращаться за помощью к профессионалу. С копыт очищается грязь, камешки и всё, что туда попало. Процедуру выполняют с помощью специального крючка для ухода за копытами.

Также в процессе очистки внимательно осматривают копыта, и если обнаружены трещины, травмы или следы дерматита, обязательно обращаются к ветеринару для консультации и получения необходимой помощи. На общее самочувствие животного влияет состояние зубов, поэтому их регулярно осматривают, для выявления заболеваний, инфекций и других проблем, которые могут доставлять любимцу дискомфорт. Раз в 6 месяцев рекомендуется приглашать ветеринара, чтобы он проводил профессиональный осмотр, и при выявлении проблем назначил соответствующее лечение.

Уборка в хлеву

Ежедневная уборка в конюшне — залог здоровья лошадей, поэтому пренебрегать ею ни в коем случае нельзя. Перед тем как убирать территорию, обязательно необходимо вывести животных из помещения. Первым делом в процессе уборки собирают навоз при помощи лопаты и вывозят его за пределы помещения. Далее отделяют намокшую подстилку от сухой — это легче всего делать с помощью вил, особенно, если в качестве подстилки была использована солома. Кормушку и поилку лучше вынести за пределы денника, хорошо очистить от остатков пищи с помощью жёсткой щётки и промыть тёплой водой. Пол в хлеву подметают и присыпают свежими опилками или соломой.

Корм и вода

Взрослая особь породы Владимирский тяжеловоз ежедневно должна потреблять 8 кг овса, 16 кг сена, 2 кг отрубей и 5 кг моркови. В рацион обязательно добавляют фрукты или овощи, которые насытят организм необходимыми витаминами и минералами. Каждую особь обеспечивают солью в брикетах, которую животное употребляет ежедневно. Лошадей кормят 3 раза в день, но обязательным условием нормального существования является регулярный доступ животных к сену. Такая необходимость связана с постоянной выработкой в организме желудочного сока, который способен травмировать слизистую и провоцировать развитие язв. Чтобы подобного не случилось, лошади дают возможность постоянно жевать сено. Если животное работает целый день, то кормить его необходимо каждые 2 часа и делать короткие перерывы на грубые корма. После того, как покормили животное овсом или концентратами, оно должно отдохнуть в течение часа.

Правильная организация поения животного подразумевает обеспечение свободного доступа к воде. Одна особь способна потребить 80 л воды в сутки. Обязательно воду лошади дают каждый раз перед тем, как будет происходить кормление овсом. Не стоит пренебрегать поением лошади в зимнее время.

Так как зимний рацион состоит в основном из сухих кормов, животным обязательно необходимо пить достаточное количество жидкости для нормальной работы пищеварительной системы.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock detector